Согласно планам, за два с половиной года вся сеть "Мостелекома" будет модернизирована, а оператор станет крупнейшим на рынке кабельного телевидения и войдет в число лидеров среди интернет-провайдеров.
В начале февраля ОАО "Мостелеком" – крупнейший российский кабельный оператор, насчитывающий более 3 млн. абонентов, и компания Alcatel-Lucent объявили о начале проекта по развертыванию новой IP сети. Сеть с параллельным Ethernet’ом создается для расширения абонентской базы "Мостелекома" в Москве с внедрением услуг доступа в Интернет, телефонии и интерактивного телевидения.
Запуск первого из трех этапов развертывания сети состоялся в начале марта, а 1 апреля первый сегмент сети был запущен в коммерческую эксплуатацию. Согласно планам, за два с половиной года вся сеть "Мостелекома" будет модернизирована, а оператор станет крупнейшим на рынке кабельного телевидения и войдет в число лидеров среди интернет-провайдеров.
В феврале, перед запуском первой очереди проекта, в "Мостелекоме" сменился генеральный директор. На место Антона Осипчука был назначен Дмитрий Костачев, до этого возглавлявший московский филиал "Центртелекома". Нового гендиректора уже через неделю представили журналистам, которым он рассказал о проекте, в который так стремительно влился. На вопросы также отвечал председатель совета директоров "Мостелекома" Сергей Калугин, который в то же время является гендиректором "Национальных кабельных сетей" (НКС). Контрольными пакетами "Мостелекома" и НКС владеет холдинг "Нафта Москва" Сулеймана Керимова. 41% акций "Мостелекома" принадлежит правительству Москвы.
В рамках нового проекта "Мостелеком" развернет интегрированное, сервисно-ориентированное решение Alcatel-Lucent IP/MPLS, которое полностью трансформирует существующую сеть кабельного телевидения. Предполагается, что данный проект, помимо Интернета и других новых услуг, повысит качество передачи существующих телевизионных каналов в сети "Мостелекома" и расширит доступность этой сети для абонентов.
Поставляемое Alcatel-Lucent оборудование включает сервисный маршрутизатор 7750 SR, коммутатор 7450 ESS (Ethernet Service Switch) и устройство 5620 SAM (Service Aware Manager). Кроме того, Alcatel-Lucent установит в сети "Мостелекома" свое решение 5750 SSC (Subscriber Services Controller) для централизованного управления абонентами и услугами.
Топология сети имеет три уровня иерархии. К общегородской магистрали подключены кластеры, объединяющие в кольца от 5 до 15 домов. На абонентском окончании используется технология Ethernet 10/100 Мбит/с, на магистральном уровне – IP/MPLS. Как пояснил Дмитрий Костачев, в цифровом виде по IP протоколу пакет телеканалов доставляется по волоконно-оптическим магистралям вплоть до дома ("оптика-в-дом"). Далее цифровой поток преобразуется в радиочастотный стандартный телевизионный сигнал и в аналоговом виде разводится по квартирам.
При этом никаких сет-топ боксов не требуется, сигнал подается непосредственно на антенный вход телевизора. Ethternet-разводка проводится параллельно и помимо доступа в Интернет, позволит получать комплекс различных IP услуг. Поскольку канал весьма широкий, комплекс этот может быть достаточно разнообразен: вплоть до IPTV. Конечно, для этого пользователю потребуется или компьютер или сет-топ бокс к телевизору. IP услуги идут за отдельную плату.
Сейчас головные станции "Мостелекома" строятся в каждом районе города. Когда будет построено глобальное магистральное кольцо, основных будет только две, остальные останутся для обеспечения надежности.
Интересно, что основная часть сети "Мостелекома" проложена по воздуху ("крыша – крыша"), хотя теоретически компания должна была унаследовать всю городскую кабельную канализацию (если, конечно, таковая имелась). Да и сейчас поддержка правительства Москвы позволила бы без проблем проложить любые подземные каналы. Осенью 2006 года московские власти даже издали распоряжение, предписывающее МГТС, "Мосэнергосбыту", Московской городской электросетевой компании, ГУВД и всем подразделениям городской администрации содействовать развертыванию сети "Мостелекома". Этим же распоряжением на "Мостелеком" были возложены надзорные функции по выявлению незаконных сетей. Позднее под давлением Ассоциации кабельного телевидения и Ассоциации домовых сетей Москвы столичное правительство согласилось, что надзорные функции являются для компании излишними. Руководители "Мостелекома" рассказали, что так и не успели "понадзирать" и никогда к этому не стремились.
В марте в нескольких районах Москвы абоненты, не замечая того, стали получать услугу по новой сети. С 1 апреля услуга начала продаваться на территории, охватывающей более 100 тысяч квартир - Свибловский район, Гагаринский, Строгино. Как рассказал Дмитрий Костачев, до конца 2007 года планируется подключить 1 млн. квартир, в 2008 году достигнуть отметки 2 млн. и до конца 2009-го охватить все 3 млн. абонентов "Мостелекома".
Сергей Калугин также раскрыл некоторые цифры бизнес-плана. Оператор рассчитывает, что все подключенные к новой сети абоненты станут подписчиками расширенного ТВ пакета. Из них услуга доступа в Интернет должна заинтересовать около 10% абонентов. Очевидно, что крупнейший кабельный оператор несколько припозднился с современными цифровыми услугами. Однако Сергей Калугин считает, что компании удастся прибрать к рукам недовольных клиентов конкурирующих операторов. Для этого необходимо обеспечить безупречный уровень качества самих услуг и уровень обслуживания. Большой корабль медленно поворачивается, но его трудней потопить. Затевать ценовую конкуренцию "Мостелеком" не собирается. Основная конкуренция будет лежать в плоскости качества и контента (как ТВ, так и Интернета).
Сейчас подключенные к новой сети абоненты "Мостелекома" получают 29 каналов –эфирные и спутниковые. Последние включают каналы Discovery, Animal Planet, по два канала Viasat и Eurosport, a также каналы производства родственной компании "Новый выбор" - "Совершенно секретно" и "Парк развлечений".
Вопрос тарифа на момент мартовского анонса проекта еще не был детализирован. Журналистам было объявлено только то, что он будет несколько выше обычного, за который пользователи кабельной сети получали эфирные каналы. Выбора у абонентов нет, спутниковые каналы включены в единый общий пакет, который начали принимать все граждане, охваченные новой сетью "Мостелекома". Точнее говоря, более дешевая альтернатива может быть только одна – вообще отключиться от данной кабельной сети и попробовать вернуться к антенне на крыше. Однако аналогичный опыт Санкт-Петербургской кабельной сети (ТКТ) показал, что при незначительном увеличении абонентской платы (до 65 рублей в месяц) желающих отказаться от полутора десятка новых каналов крайне мало. Многие жители Петербурга увеличения абонентской платы "за антенну" в счетах за коммунальные услуги даже не заметили. Они и не подозревали, что давно уже получают телесигнал не от антенны на крыше, а по кабелю. Собственно, вся антенная инфраструктура тоже принадлежит компаниям ТКТ, а в Москве - "Мостелекому", доставшись им по наследству от государства. Там, где была проложена сеть, внутренняя разводка в домах была заменена на кабельную. Так что, отказавшись от услуг компании, антенну на крышу "отказнику" теперь уже придется городить самому.
Услуга доступа в Интернет для абонентов новой сети "Мостелекома" пойдет следом за запуском пакета кабельного ТВ. "Лаг по времени между ними в каждом районе будет составлять не более месяца", – пояснил вице-президент по коммерческой деятельности НКС Николай Захаров. Состав услуг коммерческого телевидения с использованием цифровых декодеров в компании пока не определен. Так или иначе, вводить их оператор намерен не раньше конца этого года. Относительно телевидения высокой четкости Дмитрий Костачев рассказал, что, хотя ряд телеканалов уже объявили о готовности предоставить свои HD версии для России, данный рынок пока еще малопонятен. Услуга эта недешевая, равно как и соответствующие телевизоры, так что есть сомнения относительно спроса. Тем не менее, "Мостелеком" ведет переговоры с западными производителями. По словам гендиректора, вероятно, к концу года, когда будут приниматься решения относительно коммерческих услуг, ситуация с HDTV прояснится.
Продвижение новых услуг оператора будет осуществляться через прямую рассылку информации и местную районную прессу. Согласно бизнес-плану на два с половиной года, объем капитальных затрат на строительство новой сети составляет 188 млн. долларов. Сюда не входят расходы на телевизионный контент, а также, например, на call-центры. Кстати, первый call-центр на 250 операторских мест будет запущен в работу также в апреле. Его строительство обошлось примерно в 2 млн. доларов. На весь проект предполагается потратить 250-270 млн. долларов и окупить инвестиции к 2011 году.
Дмитрий Костачев также сообщил, что в связи с принципиальным обновлением сети в компании будет проведен полный ребрендинг. Новый бренд уже разработан. Как он выглядит, пока, само собой, секрет. Стартовать с новым брендом на начальном этапе проекта с относительно скромной территорией охвата руководство компании считает преждевременным. На смену имиджа, по словам гендиректора, будет потрачено 1,5 млн. долларов.
Примечательно, что на пост генерального директора крупнейшего кабельного оператора назначен человек из телекоммуникационной компании. Причем, компании, одной из первых запустивших IPTV. Председатель совета директоров "Мостелекома" Сергей Калугин подтвердил, что смена гендиректора вызвана новыми ориентирами и задачами компании.
Вестник АКТР