— С момента вашего назначения на пост генерального директора "Системы Масс-медиа" (СММ) прошло чуть больше года. Чем вы занимались раньше и почему выбрали вас?
— До этого я возглавлял компанию Thema Production, которая входила в СММ. Из 14 фильмов, которые мы сняли за 3,5 года, каждый второй попадал на крупнейшие международные кинофестивали. Я не думаю, что любая западная компания может похвастаться такими результатами. Может быть, это и стало одним из факторов того, что выбор пал на меня. Но кроме того, явно назрела необходимость из СММ сделать реальную мультимедийную компанию — понятную по структуре, по задачам и похожую на те медийные группы, которые есть на Западе. Поэтому компании был необходим человек, знакомый с западными технологиями и способный из совершенно разрозненных активов создать единую понятную рынку структуру. Мы взяли за основу [французский] Canal , актив [корпорации] Vivendy Universal, и по этой схеме стали выстраивать отдельные блоки операционного холдинга СММ.
— Чего удалось добиться за год?
— Важнейшее достижение прошлого года — это единый оператор "Стрим-ТВ", который, используя любую технологию, доставляет сигнал до потребителя. Когда мы говорим о мультимедийной услуге, мы имеем в виду платное телевидение, Интернет — то, что сегодня наиболее востребовано абонентом. Была задача создать лидера на рынке, и в основу этого решения была положена покупка АФК "Система" актива UCN в марте 2006 г., который на тот момент обслуживал порядка 700 000 абонентов. И год мы завершили, обслуживая 1,5 млн абонентов. По разным оценкам, это от 15 до 30% рынка платного телевидения. Что особенно приятно, на последней выставке CSTB-2007 [международная выставка телевизионных технологий, проходившая в Москве] конкуренты называли нас явным лидером и признавали, что во многом мы сформировали правила на рынке. В этом плане [основатель и владелец АФК "Система"] Владимир Петрович Евтушенков был провидец, он понимал, что сейчас рынок колеблется и тот, кто первым решится на масштабные инвестиции — а это ни много ни мало сотни миллионов долларов инвестиций, — явно выиграет. Это был риск, но риск хорошо рассчитанный. И к концу года, по оценке Goldman Sachs, наши активы по стоимости выросли минимум в три раза, т. е. примерно до $700-750 млн.
— Бытует мнение, что платное телевидение в нашей стране не приживется.
— Знаете, я не верю в то, что "умом Россию не понять, аршином общим не измерить". Безусловно, у каждой страны есть национальные культурные традиции, ценности. Но посмотрите на наш средний класс. Несколько лет назад говорили, что у нас не приживутся сети кинотеатров, что у нас пиратская страна и все будут покупать DVD только на Горбушке. По мере роста благосостояния люди отказываются от турецких челноков, хотят покупать качественные товары, качественное питание для своих детей и качественный контент, который мы смотрим. Тем более в России, где полгода зима, — у нас не Бразилия, у нас пляжей и открытых дискотек поменьше. А зимой мы большей частью проводим время дома и в закрытых помещениях, и это во многом определяет наш досуг — телевидение, Интернет… Просто сегодня другие требования: мы устали смотреть плохо переведенную, дешевую, некачественную западную продукцию. Мы хотим видеть свое кино, свои сериалы, свои игры и свои каналы, поэтому в блоке СММ мы первыми стали производить собственные каналы, которые наиболее популярны среди наших региональных операторов. И иногда СММ побеждает конкурентов именно потому, что предлагает уникальный контент.
— В этом году в СММ появилась еще одна структура — "Стрим-Контент". Вас не удивляет выбор команды? Ведь ни Владимир Яковлев (основатель ИД "Коммерсантъ"), ни Юрий Кацман (основатель ИД "Секрет фирмы"), ни Леонид Милославский (в прошлом гендиректор "Коммерсанта" и основатель проекта "Столичная вечерняя газета") никакого отношения к телевидению не имеют.
— Не удивляет. Владимир Яковлев был первым, кто совершил прорыв в издательском бизнесе в 1990-е гг. Принимая такое решение, СММ консолидировала все свои контентные активы для создания уникальной контентной платформы. Понимая всю ответственность поставленных перед ним задач, Владимир сможет наиболее полно реализовать свой креативный потенциал.
— А что сейчас является приоритетным для компании? В какие направления СММ инвестирует в первую очередь?
— Приоритетным направлением деятельности СММ остается платное телевидение в различных его формах (включая кабельное и мобильное ТВ). В прошлом году в приобретение региональных кабельных операторов и модернизацию сетей было инвестировано более $200 млн.
Но СММ — медийная компания, поэтому для нас важно не только иметь мощные и разветвленные системы доставки ТВ-сигнала, но и обеспечивать для своих абонентов высококачественный (в том числе и эксклюзивный) контент. В 2007 г. мы планируем инвестировать в производство контента десятки миллионов долларов.
— Каковы задачи "Стрим-ТВ"? Это просто управляющая компания для разрозненных региональных активов или у нее есть свои операционные задачи — организация сети, продажа услуг и т. п.?
— "Стрим-ТВ" является полноценной операционной компанией, работающей под единым брендом во всех регионах присутствия, крупнейшим в России оператором платного телевидения. Главные задачи компании на 2007 г. — удвоение числа абонентов до 3 млн домохозяйств, модернизация сетей, дальнейшее повышение качества и разнообразия услуг для конечных пользователей.
— Каковы успехи СММ в деле производства кино? Когда начнет работать киностудия, что будете снимать? И какие инвестиции в этот проект вложены на данный момент и будут вложены в будущем?
— Открытие киностудии, а точнее — кинотелевизионного студийного комплекса, планируется на июнь. Рынок уже давно ждет появления этой современной студии, возможности которой позволяют производить кино и телепрограммы на самом современном технологическом уровне. Работы начались в мае прошлого года, на сегодня в строительство комплекса вложено около $20 млн.
— Как продвигается проект по запуску мобильного ТВ?
— Запуск мобильного ТВ в формате DVB-H запланирован на осень этого года. Сначала начнется бесплатное тестовое вещание (Free To Air), а весной 2008 г. мы планируем вещать в коммерческом режиме. Проект стартует в Москве, а затем в других крупнейших российских городах. Эта услуга может оказаться очень популярной, ведь за $10-20 абоненты мобильной связи смогут получать до 30 ТВ-каналов высокого качества.
— Вы будете привлекать дополнительные инвестиции для этого проекта?
— Скорее всего да. У нас уже есть предложение от крупной российской компании, владеющей большой розничной сетью. Поступают и предложения от западных партнеров, которых мы также пока не можем назвать.
— А будет ли СММ участвовать в производстве контента для сетей мобильной связи третьего поколения (3G), например телепередач для просмотра на мобильных телефонах? Какой контент вообще будет востребован в 3G-сетях?
— Разумеется, поскольку, как я уже неоднократно говорил, производство контента — один из приоритетов стратегии СММ. Мобильное ТВ имеет некоторые особенности в части контента: судя по мировому опыту, в первую очередь здесь востребованы музыка, спорт и новости. Остальное выяснится только после запуска пилотного проекта — мы ведь прокладываем дорогу первыми.
О КОМПАНИИ "Система Масс-медиа" — дочерняя компания АФК "Система", владеющая и управляющая медийными активами группы. Это единый оператор платного телевидения "Стрим-ТВ" (100%-ная дочерняя компания), "Стрим-Контент" (100%-ная дочерняя компания), производящая контент для собственных ТВ-каналов и внешнего рынка, "Космос-ТВ" (50%), ЗАО "Комстар-Директ" (48,1%), "Цифровое телерадиовещание", коммуникационная группа "Максима", газета "Россiя", "Литературная газета", кинопроизводственная компания Thema Production (зарегистрирована в Люксембурге). За девять месяцев 2006 г. выручка составила $65,489 млн, операционная прибыль — $13,033 млн.
БИОГРАФИЯ Михаил Владиславович Дунаев родился 10 ноября 1967 г. в Москве. В 1989 г. окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1990 по 1991 г. учился в университете Waseda (Япония), в 2000 г. окончил курс МВА в бизнес-школе IMD (Швейцария). С 1994 по 1997 г. занимал должность регионального директора компании Lego, отвечая за всю операционную деятельность в России и странах СНГ. В 1997-1999 гг. — генеральный директор по Восточной Европе компании Joy Co. В 2001-2003 гг. — директор по проектам компании G J германской медиагруппы Bertelsmann в Париже. В 2004-2005 гг. занимал должность управляющего директора компании Thema Production. С 2006 г. назначен генеральным директором "Система Масс-медиа".
Екатерина Долгошеева
media-online.ru