Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Юрий Припачкин: "Основной упор мы делаем на медийный контент"


16.05.2007

Юрий Припачкин "Основной упор мы делаем на медийный контент"

В 2006 году Виктор Вексельберг создал совместно с Юрием Припачкиным холдинговую структуру "Ренова-Медиа" (РМЕ), объединившую медийные и телекоммуникационные активы партнеров. Холдинг уверенно занял свое место в "ведущей тройке" кабельных операторов, и на сегодняшний день он небезосновательно претендует на лидерство. Генеральный директор "Ренова-Медиа" Юрий Припачкин в интервью "Новостям СМИ" рассказал о своем видении ситуации, сложившейся на кабельном рынке, его тенденциях, а также о проблемах перехода российского вещания на "цифру".

- Какие активы включает в себя холдинг "Ренова-Mедиа" на сегодняшний день?

- Холдинг владеет 50% 1 акцией ОАО "Комкор", 81% акций Moscow CableCom, которой принадлежит оператор кабельного телевидения "Комкор-ТВ". При этом нами сделано предложение приобретения остальных 19%. Сейчас сделка оформляется, и мы рассчитываем, что в течение трех месяцев сделка будет закрыта, и у нас будет, соответственно, 100% Moscow CableCom. После этого мы снимем компанию с NASDAQ и выведем РМЕ на Лондонскую биржу. Дело в том, что затраты на размещение в Лондоне ниже. Это общий процесс: компании сегодня перетекают с американских биржевых площадок в Европу. Нам также принадлежит 100% ЗАО "Телеинформ", 100% ООО "Миг-Телеком", 95% ОАО ИАС (Институт автоматизированных систем), 50% белорусского оператора спутниковой связи "Космос-ТВ".

- То есть можно сказать, что сфера деятельности холдинга – провайдерские сети?

- Это В2В – оказание услуг бизнесу, начиная с мелкого предпринимательства и заканчивая крупными компаниями, и В2С – оказание услуг физическим лицам. Сейчас мы представлены в московском регионе и в Минске, заканчиваются сделки по приобретению операторов в Петербурге и Екатеринбурге. На этом мы планируем закончить покупку телекоммуникационных активов и заняться медийной составляющей. Основной упор в нашем бизнесе мы собираемся делать именно на медийный контент приобретенных холдингом активов, а не на сеть. В течение двух лет мы планируем инвестировать в него около 300 млн долл.

- Как будете развивать медийную составляющую?

- Мы собираемся развивать собственное производство как телевизионного, так и интернет-контента. У нас есть два направления: производство нишевых телевизионных каналов и запуск собственного универсального канала. Сейчас идет проработка его концепции, а запуск запланирован на осень этого года. Что касается нишевых каналов, то в нашей сети их более сотни.

Мы охотно сотрудничаем с другими контент-производителями. Например, у нас есть стратегическое соглашение с "НТВ " о предоставлении нам контента. Соответственно, такие каналы, как "НТВ Кино" мы повторять не будем. Кроме этого, мы запустили услугу в своих сетях "Домашний кинозал". Выделили восемь каналов, где 7 дней в неделю 24 часа в сутки показываются разные фильмы. Обычно это новинки, которые идут в кинотеатрах, или эти фильмы вне проката, но права на который мы покупаем. Абонент оформляет подписку и может посмотреть этот фильм в любое время. Соответственно, в неделю можно посмотреть несколько новых картин.

- Расскажите подробнее про интернет-контент, который производит "Ренова-Медиа".

- Сейчас мы занимаемся организацией портала для предоставления услуг и соответствующего доступа. Дело в том, что мы перевалили критическую массу клиентов – у нас сейчас более 220 тыс. пользователей широкополосного интернета, что создает соответствующие требования к предоставлению контента. На данный момент мы вторые на этом рынке в Москве после "Стрима". На рынке кабельного телевидения "Ренова" также на втором месте после "Мостелекома". В настоящее время у нас 100 тыс. пользователей цифрового многоканального платного телевидения, по этому показателю мы опять-таки вторые после "НТВ ".

- "Ренова" ретранслирует каналы. Вы платите или вам платят эти каналы?

- Во-первых, есть пакет каналов, который оператор обязан показывать – это каналы обязательного предоставления. В Москве таких каналов семь: все федеральные плюс московские "Столица" и "Столица ". Это определено московским законом о кабельном телевидении. Остальные каналы ретранслируются на договорной основе. Каналы платят операторам.

- Изменится ли эта ситуация в связи с переходом на "цифру"?

- В рамках цифровизации вещания есть одна очень серьезная проблема. Комиссия по переходу на цифровое вещание, да и сами вещатели, пока не очень хорошо ее понимают. Когда вещатели покупают права для эфирного аналогового распространения – они платят одни деньги, потому что это публичный показ. Как только вещатели переходят на "цифру", возникает система условного доступа, персонализация абонента. Это значит, что как только они входят в эту сетку вещания, их отношения с правообладателями и рекламодателями резко изменяются в худшую для вещателей сторону. В худшую - потому что правообладатели в условиях персонализации доступа просят денег в десять раз больше за тот же самый продукт. Это определено соответствующими законами.

Вещатели подписались, что с 2008 года будут работать по этим правилам. Каналы заявили: "Мы будем вещать в "цифре"!". Однако они забывают проанализировать экономическую сторону вопроса, а она изменится, потому что затраты на приобретение прав будут совершенно другие.

Прежде всего, переход на "цифру" требует не технологических решений, а определения юридической и финансовой системы взаимоотношений в цепочке "абонент - оператор связи – вещатель – правообладатель – рекламодатель". И это – тот камень преткновения, который никто не собирается сдвигать с места. Подчеркну – этот вопрос является центральным при переходе на "цифру". В Комиссии говорят: "Давайте потратимся и раздадим всем декодеры!". Возникает вопрос: а каков принцип раздачи этих декодеров? Сколько декодеров давать на семью? Как действовать абоненту с выделенным ему декодером, если он решит поменять свое место жительства?

- А какова ситуация с цифровизацией в Европе?

- В Европе процесс встал и тормозится по этим же причинам. Например, в Германии, когда правительство решило раздавать декодеры и сделать цифровое телевидение, поступила масса исков от абонентов, которые не хотят получать декодеры. Зачем им? У них есть постоянные шесть каналов, и им ничего больше не надо. Также возмутились операторы кабельного телевидения: эфирному телевидению государство оплачивает декодеры, а им – нет. Возникает неравноправная конкуренция.

В США пошли по другому пути: государство оплачивает некий ваучер на 50 долларов и говорит: "Абонент, вот тебе ваучер на 50 долл. и мы все переходим на "цифру". Подключайся к любому оператору: к эфирному, кабельному, спутниковому".

Я считаю, что американская система здесь наиболее разумна. У них принят закон: один раз подключиться можно бесплатно, а дальше – только за свой счет. В российском варианте подобного закона не существует. Принципиальный момент: как все это будет организовано?

70% населения России принимают сигнал через кабельных операторов, часть из которых уже работает в "цифре". Представим, что в Москве вам дали цифровой декодер. Вы будете им пользоваться? Кабельные операторы выигрывают у эфирных, у кабельных есть свой плюс – обратный канал.

Переход на "цифру" требует совокупности технологических, экономических, юридических, организационных и прочих решений. И это беспокоит всех операторов.

- 12 марта президент РФ подписал указ об объединении Федеральной службы по надзору в сфере связи и Росохранкультуры. Как объединение этих ведомств повлияет на рынок кабельного ТВ?

- Думаю, позитивно. Наличие нескольких органов, которые выдавали разные лицензии фактически на один и тот же вид деятельности, приводило к юридической неразберихе. Поэтому оптимальный вариант — выдача единой лицензии.

- Какова структура управления и штат холдинга "Ренова-Медиа"?

- Есть Наблюдательный Совет. "Ренова-Медиа" – кипрская компания, которая имеет представительство в Москве, и я – руководитель этого представительства. На сегодняшний день в компаниях холдинга "Ренова-Медиа" работает более 3 тыс человек.

- Возможно ли появление нового сильного конкурента?

- Сейчас на московском рынке сложилась очень конкурентная среда – более 400 операторов. Есть "Система", "Центральный телеграф", "Корбина Телеком"…В нашей сфере трудно ожидать появления новых крупных холдингов. В силу большой капиталоемкости кабельного бизнеса резких и внезапных изменений, думаю, не предвидится.

Новости СМИ"
Станислав Чуруткин
media-online.ru