Если же абонент не разрывает договор, но при этом и не оплачивает услуги связи, он продолжает числиться в базе "Комкор-ТВ". "Неактивные абоненты не создают серьезных проблем операторам широкополосного доступа. В отличие от сотовиков наши пользователи не требуют отдельных номерных ресурсов", – отметил г-н Щербаков.
В "Комкор-ТВ" есть специальная команда сотрудников, которая занимается вопросами неактивных абонентов. Причин неактивности много, в частности абонент может отправиться в отпуск, или его не устраивают сервисы, или же он просто забыл заплатить за услуги. По оценкам "Комкор-ТВ", доля неактивных подписчиков постоянно меняется, но всегда составляет менее 10% от всей абонентской базы "Комкор-ТВ". Число абонентов доступа в Интернет "Комкор-ТВ" в 2006 году выросло в 2,8 раз, до 98,1 тыс. человек.
Конкуренты из "Комстар-Директа" (торговая марка "Стрим") считают, что в их абонентской базе мертвых душ нет. "Во всех открытых данных отчетов "Комстар-ОТС", где указывается в том числе размер абонентской базы "Стрим", указаны активные платящие пользователи. Данные по неактивным абонентам отдельно не предоставляются и в заявляемое число пользователей не входят", – сообщил пресс-секретарь "Комстар-Директа" Алексей Дианов. По его словам, из абонентской базы вычеркиваются даже те абоненты, которые не платили за услуги доступа в Интернет в течение нескольких дней. Число абонентов широкополосного доступа "Комстар-Директ" в Москве в 2006 году выросло на 44% и превысило 350 тыс. человек. В "Центральном Телеграфе" отказались комментировать методику подсчета абонентов, сославшись на конфиденциальность информации. Комментарии в "Корбине Телеком" также получить не удалось.
"Некоторые интернет-провайдеры не только учитывают неактивных абонентов, но и приписывают себе дополнительных пользователей", – уверен аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. По его мнению, потребность в чистке баз может возникнуть у операторов естественным образом через четыре-пять лет. Тогда доход в расчете на одного абонента (ARPU) станет важным показателем для провайдеров. По оценкам iKS-Consulting, показатель ARPU в этом году составит около 20 долл., а дальше он будет снижаться примерно на 1 долл. в год.
В любом случае проблема мертвых душ в абонентских базах операторов широкополосного доступа не стоит так же остро, как у компаний сотовой связи, где показатель ARPU сейчас вышел на первое место по важности, считает аналитик J’son & Partners Ирина Петелина. Как правило, у абонентов интернет-провайдеров нет серьезных мотивов часто менять своего оператора. "Купить новую SIM-карту намного легче, чем сменить провайдера доступа в Интернет", – считает г-жа Петелина.
"Крупным операторам нет необходимости чистить абонентские базы – заявленные показатели близки к реальному положению дел", – уверен советник генерального директора NetByNet Александр Милицкий. Он утверждает, что проблема наличия неактивных пользователей заключается главным образом в отсутствии на рынке единой методики подсчета абонентов, а не в том, что провайдеры хотят искусственно завысить этот показатель.
Газета РБК daily
№ 99 от 04.06.07
Вестник АКТР