Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Виталий Шуб: "Эволюция не должна раздражать"


19.06.2007

Виталий Шуб "Эволюция не должна раздражать"

В каждой стране своя модель интерактивного ТВ. Она зависит от особенностей потребительской культуры и технологий дистрибуции контента.

Компания "Система Масс-медиа" (СММ), входящая в корпорацию "АФК-Система", поставила задачу выстроить вертикально интегрированный медийный холдинг, обеспечивающий полный контроль над формированием и дистрибуцией электронного контента. СММ занимается производством телепрограмм, создает сети их дистрибуции, включая кабель, IPTV и интернет, развивает услуги интернет-доступа. В 2006 году компания инвестировала около 250 млн долларов в покупку и модернизацию активов. Как говорит заместитель генерального директора компании Виталий Шуб в интервью МР, основные сложности в продвижении новых форм ТВ связаны с консервативностью российского зрителя.

Каковы планы СММ по производству собственного контента?

— Мы создали и транслируем шесть каналов, в ближайшее время их число, думаю, удвоится. При этом будет задействована кино- и видеостудия в Петербурге, которую мы сейчас строим. Наш собственный контент должен быстро расширяться, поскольку конкуренция на рынке становится более изощренной и спрос на русскоязычные программы растет. Кроме того, собственные каналы играют очень важную роль в конкуренции нескольких национальных операторов платного ТВ.

Планируете ли вы внедрять сервисы для персонализации телевещания?

— Возможности для этого есть, сейчас все зависит от зрелости аудитории и, соответственно, бизнес-модели оператора. Телевидение — очень консервативная вещь: взял пульт, смотришь, не понравилось — переключил канал, и все. Адаптировать продукт с интерактивными сервисами под российскую модель просмотра ТВ — очень серьезная задача. На Западе и в Азии, где существует полувековая культура платного ТВ, где цифровое телевидение появилось примерно 15 лет назад, а интерактивному уже пять-семь лет, зритель обучен. Он прошел несколько этапов: сначала — примитивный пульт, потом — посложнее, далее аудитория начала общаться с сетью, менять тарифные планы и так далее. Это эволюция, и она должна проходить, минимально раздражая зрителей.

Как повлияет на бизнес СММ федеральная программа перехода к цифровому вещанию?

— Сегодня проводные и эфирные каналы не конкурируют между собой. Эфирное ТВ — бесплатный, но ограниченный пакет каналов. Проводное ТВ обладает очень высокой емкостью, но адресовано определенной категории. Эти люди готовы платить за телепрограммы, а кроме того, доступны для наших сетей. Но если будет принята модель полностью открытого цифрового вещания, это радикально изменит конкурентную среду цифрового ТВ. Если же минимальный пакет каналов пойдет в бесплатном формате, а остальной частотный ресурс будет использоваться для дистрибуции закрытого платного контента, то для нас и других операторов платного ТВ ситуация будет более приемлемой.

Вы рассматриваете возможность выхода на рынок эфирного вещания?

— А мы уже на него вышли. Осенью мы запустим в Москве, а потом и в регионах цифровое мобильное телевидение в стандарте DVB-H — это подстандарт эфирного DVB-T. Мы позволили себе рискнуть, прыгнуть на эту terra incognita, так как серьезно защитились от разных рисков.

Какой контент вы намерены передавать в мобильном формате?

— Пилотные проекты мобильного ТВ, которые в Европе и Азии уже вышли в эфир, показали, что есть разные модели просмотра ТВ на мобильных устройствах. Иногда это просто продолжение домашнего телевизора: скажем, вы задержались в дороге и опаздываете посмотреть футбольный матч. Если вас интересует результат игры, кто сколько голов забил, то это можно узнать с помощью мобильного ТВ. Другая модель — "рваный" просмотр, когда человек едет в метро или автобусе и смотрит ТВ, но потом пора выходить и выключать приемник. И вещание должно быть адаптировано к такой спорадической модели просмотра.

На первой фазе проекта наш контент будет представлять собой смесь из вещательных и собственных, адаптированных каналов, а потом бизнес-практика покажет, что правильнее. Готовых ответов нет, потому что нет прецедентов. В каждой стране, где запущено мобильное ТВ, есть своя модель телепросмотра, адаптированная к местной культуре.

Ваш IPTV-проект "Стрим-ТВ" — это универсальный набор контента, который может транслироваться по всей территории России?

— Теоретически — да. "Стрим-ТВ" агрегирует больше ста каналов, но вся сложность заключается в дистрибуции. В России нет рынка широкополосных каналов дальней связи, который позволил бы передавать этот контент по всей стране с минимальными затратами. Есть сети, где конкуренция высока и тарифы упали до вменяемого уровня, скажем Москва — Петербург — Хельсинки. Но по другим направлениям ситуация радикально отличается.

То есть в столицах вы пока будете делать ставку на IPTV, а в регионах — на кабельное вещание?

— Я бы не стал прямо противопоставлять эти технологии. У нас есть большое число кабельных сетей, подлежащих модернизации, причем они достаточно мощные. Поэтому мы не исключаем возможности предоставления услуг цифрового ТВ и pay-per-view на базе DVB-C. В то же время, поскольку наши сети будут проходить модернизацию до double play с мощным IP-компонентом, в будущем IPTV в них практически неизбежно.

Антон Шириков
Эксперт-online
www.mediaatlas.ru