Украинский рынок локальных интернет-сетей - на пороге консолидации и активной конкурентной борьбы. Об этом свидетельствуют первые инвестиционные поступления.
Стремительно растущий рынок домашнего широкополосного Интернета привлекает крупных зарубежных инвесторов. Телекоммуникационный холдинг FTH Corvette Telecom, известный своими инвестициями в несколько интернет- и медиапроектов в Европе, получил разрешение Антимонопольного комитета на покупку 50% +1 акцию крупнейшего киевского провайдера IPNET, предоставляющего доступ в Интернет по локальным сетям десяти тысяч абонентов в одном из наиболее крупных районов столицы. Акционеры холдинга, в числе которых владельцы российских телеканалов и радиостанций, не зря обратили внимание на украинский рынок домашних сетей. Специалисты сходятся во мнении, что именно технология Ethernet, по которой они работают, будет доминировать на рынке Интернет через три года.
Технология для масс
Холдинг FTH Corvette Telecom, опытный игрок на рынке интернет-проектов, давно присматривался к украинским домашним сетям. В Москве он владеет одним из крупнейших интернет-провайдеров "Корвет-Телеком", предоставляющих услуги частным пользователям. Это будет первая в нашей стране сделка с компанией, работающей по технологии Ethernet, которая и дешевле, и быстрее, чем ADSL (Интернет по телефонной линии). И участники рынка считают, что вскоре могут последовать и другие.
За право протянуть свои провода в жилища украинцев сейчас конкурируют компании, использующие разные технологии: ADSL ("Укртелеком"), Docsis ("Воля") и Ethernet (провайдеры домашних сетей). Локальные или домашние сети занимают около половины украинского рынка широкополосного доступа в Интернет, обслуживая более 200 тыс. пользователей. Стоимость услуг таких провайдеров сравнима с предложениями крупнейших интернет-компаний (20-50 долларов в месяц). Но главное их конкурентное преимущество в том, что абоненты могут бесплатно обмениваться фильмами, музыкой и другими файлами внутри сети при большой скорости передачи.
Технологию Ethernet выгодно применять в так называемых "человеческих муравейниках" - многоэтажных спальных районах. Затраты на подведение к каждому дому оптоволоконной магистрали оказываются более низкими в пересчете на одного абонента по сравнению с другими видами сетей. Кроме этого, скорости, предлагаемые сейчас локальными провайдерами, составляют до 1 Гб/с, чего нет у компаний, работающих по другим технологиям. Например, у "Воли" максимальная скорость в 3 раза ниже. "Ethernet - основной кандидат на доминирующую технологию. Главная битва в нашей стране будет между ней и кабельщиками", - объясняет привлекательность локальных сетей представитель Интернет-Ассоциации Украины Александр Ольшанский.
Сейчас в Украине насчитывается несколько сотен компаний, предоставляющих Интернет по локальным сетям, но все они небольшие и обслуживают только отдельные жилые массивы или дома. Это связано с тем, что изначально сети создавались на ограниченной площади по инициативе жильцов дома. Кто-то один подключался к Интернету, а потом проводил сеть к соседям. Таким образом, за Интернет платил один человек, а сетью пользовались десять. Эта ситуация сохранилась и сейчас: из более 200 тыс. пользователей локальных сетей за услуги платят только 60 тысяч.
Обслуживанием локальных сетей вскоре занялись небольшие компании, обосновавшиеся в жилых массивах. С каждого абонента компания в среднем получает в месяц 20-25 долларов, а в целом рынок оценивается в 14-16 млн долларов в год. Именно этот сегмент, приносящий чуть больше 30% всех доходов от широкополосного Интернета, заинтересовал инвесторов.
Интернет по-домашнему
Компания IPNET, сеть которой охватывает 500 киевских домов, считается одним из крупнейших провайдеров домашнего Интернета в столице. Она начинала свою деятельность в 2002 году и стала первым провайдером, появившимся на Оболони, - ныне это один из престижных жилых массивов Киева. "Мы целенаправленно построили полностью сеть в районе и потом начали подключать абонентов", - рассказывает исполнительный директор IPNET Алексей Давыденко. Спустя несколько лет оператор прочно обосновался в районе и сейчас получает в среднем 25 долларов от одного абонента в месяц ( или около трех миллионов долларов в год). "Пока это небольшой рынок, но он будет расти", - отмечает Давыденко.
За 50%+1 акцию покупатели готовы заплатить нынешним владельцам - американской компании Semantics Research и председателю правления IPNET Дмитрию Грищуку - пять миллионов долларов. Между владельцами акции распределены соответственно 87,5 к 12,5%. Оставшаяся после сделки доля останется у прежних акционеров. "Думаю, что я "размою" свой пакет акций в два раза", - уточнил Грищук.
Одним из условий договора является сохранение нынешнего менеджмента компании. В то же время, став частью зарубежного холдинга, IPNET получит доступ к опыту входящих в него компаний, а также возможность брать кредиты международных финансовых структур. Уже сейчас ведутся переговоры о привлечении кредита ЕБРР на развитие оператора.
Инвестиции на вырост
До конца года холдинг намерен инвестировать в IPNET 10 млн долларов. Эти деньги будут потрачены на расширение в четыре раза оптоволоконной сети, а также на модернизацию оборудования, что позволит увеличить и без того высокие скорости передачи данных в 10 раз - до 10 Гб/с. Инвесторы строят амбициозные планы: к концу года увеличить число абонентов IPNET в шесть раз и охватить сетью 50% киевских домов. В дальнейшем для выхода за пределы Киева компания может прибегнуть к поглощению мелких операторов домашних сетей, которые тоже работают по технологии Ethernet. Это потребует значительного расширения штата (как минимум в три раза), а также агрессивной маркетинговой политики. В этом ей поможет опыт московского провайдера "Корвет-Телеком", входящего в холдинг. Он уже опробовал в России несколько приемов маркетинга, позволивших компании привлечь абонентов: сейчас их количество превышает 40 тысяч. Для завлечения пользователей "Корвет-Телеком" сделал бесплатным подключение к сети (в том числе установку сетевой карты), а также ввел два вида тарифных планов, которые сейчас наиболее популярны - безлимитный и с платой за трафик. Чтобы подключиться, к примеру, к услугам "Укртелекома", необходимо заплатить 30-70 долларов и, кроме того, вносить 12 гривен в месяц за пользование модемом. Логика "Корвет-Телеком" проста: пусть абонент попробует, если не понравится - от услуг провайдера всегда можно отказаться. Этот прием может дать позитивный результат и в Украине.
Основная цель новых владельцев - подключить к Интернету максимальное число киевлян, а затем и жителей других городов, запустить услуги интернет-телевидения (IPTV), которые становятся все более популярными в мире и приносят большие доходы. Объем мирового рынка IP-телевещания в 2010 году, по прогнозам аналитической компании MRG, составит 16,7 млрд долларов, а количество подписчиков услуги - 50,5 млн человек. Наибольший потенциал для роста аналитики видят в Европе, в том числе и в странах СНГ.
Без конкурентов
По-настоящему конкурировать IPNET пока не с кем. Громко заявившая о себе компания "Комстар-Украина", принадлежащая российской "Комстар-ОТС", не смогла реализовать свои планы по завоеванию домашних абонентов в крупнейших городах Украины. Инвестированных в нее 10 млн долларов едва хватило на строительство сети в Одессе и частично в Киеве. В то же время оператор собирался на эти средства развернуть сети также в Донецке, Харькове, Львове и других крупных городах. Инвесторы IPNET более осмотрительны: по подсчетам участников рынка, на строительство сетей в столице и привлечение 50 тыс. абонентов хватит и пяти миллионов долларов.
В выгодности таких вложений участники рынка не сомневаются. По разным оценкам, к концу года число пользователей широкополосного Интернета в Украине вырастет как минимум в два раза - до 1,2 млн абонентов, из них более 60% будет в Киеве. Чтобы побольше откусить от этого пирога, мелкие провайдеры локальных сетей начнут объединяться. "Чем дальше, тем больше этот рынок будет консолидироваться. Более крупные сервис-провайдеры и операторы будут скупать локальные сети пачками", - уверяет аналитик компании iKS-Consulting Алексей Данилин.
Им стоит поспешить, поскольку, по прогнозам провайдеров, уже в ближайшие полгода определится тройка-четверка лидеров, которые будут делить между собой этот растущий сегмент рынка и бороться за деньги жильцов многоэтажек.
19.06.2007