Давно ли вы последний раз закачивали на свой телефон новый рингтон? И какая это была группа? Сколько в среднем вы тратите в месяц на покупку мобильных игр?
Такими вопросами засыпали пятерку случайно отобранных "подопытных" молодых москвичей, пришедших на прошлой неделе на панельную дискуссию в рамках форума "Мир мобильного контента-2007". Интерес к молодежной аудитории, склонной пробовать все новое, у участников конференции непраздный. Рынок мобильного контента растет не такими высокими темпами, как прежде. А спрос на мелодии и "обои" для сотовых (так называемые услуги кастомизации) в России и вовсе падает. Исследовательская компания Comnews Research подсчитала, что в I квартале 2007 года объем рынка дополнительных услуг сотовой связи составил 615 миллионов долларов, однако львиную долю этих денег (332 миллиона за передачу сообщений да еще 123 миллиона за услуги доступа в Интернет с мобильного) забирают себе не контент-провайдеры, а сотовые операторы. Из 124 миллионов, которые в первом квартале абоненты потратили на контент, операторам досталось тоже порядка половины. Еще от четверти до трети ушло правообладателям. Где контент-провайдерам искать источники дохода? Какие услуги будут востребованы пользователями? И кто вообще будет пользователем этих услуг?
У взрывного роста российского рынка мобильного контента 2-3 года назад есть одно простое объяснение: количество сотовых телефонов, имевшихся в распоряжении россиян, на тот момент в разы превышало число персональных компьютеров. "А зачем мне платить 1-2 доллара за закачку мелодии на сотовый, если я могу бесплатно или за копейки "залить" ее на телефон из Интернета?" - в один голос заявили участники панели на "Мире мобильного контента". Таких сомневающихся в дальнейшем будет все больше. Так, в 2006 году, по оценке Мининформсвязи, число ПК выросло в России на треть - до 23 миллионов (16 компьютеров на 100 человек). Учтем также, что одним компьютером часто пользуются сразу несколько членов семьи или сотрудников.
К 2010 году регулятор обещает уже 43 ПК на сотню населения. И 45 миллионов пользователей Сети в довесок. Разрыв между мобилизованным и компьютеризованным населением исчезает. К чему это приведет? Пользователям сразу двух (а то и более) устройств понадобятся совершенно новые услуги. Будущий спрос на них предсказывают западные исследования по мобилизации корпоративного сектора. Так, в исследовании компании Analysis указывается, что в 2011 году в Западной Европе на объединение компьютерных сетей и мобильных устройств компании потратят 10 миллиардов евро. Еще 9 миллиардов долларов, по прогнозу Compass Intelligence, будет израсходовано в 2011 году на те же цели в США (рост с 3,8 миллиарда в 2007 году). Эти цифры сравнимы с мировыми затратами на мобильные развлекательные услуги.
Большинство исследователей предсказывают, что наиболее востребованными сотовыми сервисами уже через год-другой станут электронная почта (и корпоративная, и личная), доступ к информационным системам компании и обмен мгновенными сообщениями. Образец для подражания на этом быстроразвивающемся рынке - канадская BlackBerry, которая не только производит одноименные коммуникаторы, но и оказывает услуги по интеграции их с корпоративными сетями.
Вырастет хотя бы из одного из наших контент-провайдеров российская BlackBerry? Пока на более сложные, чем закачка контента, услуги в России приходится лишь 9 процентов доходов контент-индустрии. А обещающие в будущем стать хорошим источником дохода новые услуги уже активно осваивают вездесущие операторы.
Итоги