Планы компании нельзя назвать амбициозными - к концу года она намерена получить пять тысяч подписчиков из числа тех, кто уже выразил желание воспользоваться новой услугой. По словам генерального директора "Корбины Телеком" Александра Малиса, стоимость проекта IPTV уже обошлась "Корбине" в 12 миллионов долларов. Срок окупаемости по плану составляет три года при расчетном показателе ARPU (среднемесячный доход абонента) на уровне 12 долларов. Состав пакетов не отличается оригинальностью контента, но сам факт появления на рынке нового игрока симптоматичен.
За потребителя платных ТВ-услуг традиционно борются компании, для которых телевидение было и является главным бизнесом ("НТВ-Плюс", "Космос-ТВ"). Но сегодня на этом рынке активны предприятия, для которых ТВ не профильный сервис, - "Комстар-Директ" ("Стрим-ТВ"), "Центральный Телеграф" (QWERTY). Интерес последних к этому рынку вполне понятен. Телевидение - один из самых популярных видов контента. С помощью него улучшаются показатели проникновения услуг и достигается рост абонентской базы - важные параметры, определяющие общую эффективность компании. Так, Александр Малис прямо заявил: "Если оптоволоконные кабели проложены по всей Москве и почти 20 тысяч домов уже подключены к магистрали на скорости 1 Гбит/c, просто неразумно не использовать эти ресурсы для предоставления модного сервиса". Компания "Комстар-Директ" также стремится развивать оба направления: и широкополосный Интернет, и IPTV. Но основной бизнес делается все-таки на Интернете, а ТВ-услуги являются дополнительным сервисом. Провайдер "СУ 29 Телеком", герой самой крупной сделки в сфере продажи части своего бизнеса, собирается строить свою инфраструктуру ТВ-сервисов. Правда, собирается использовать другую технологическую основу. Фирма "Нэт Бай Нэт Холдинг" практически создала инфраструктуру, необходимую для предоставления услуг IPTV и уже приступила к тестовому ТВ-вещанию. Зачем? В ответе на этот вопрос, слово "модный" - ключевое. Александр Милицкий, советник гендиректора "Нэт Бай Нэт Холдинг" настроен по отношению к IPTV довольно осторожно: "Рынок платного ТВ в Москве не просто сильно перегрет, на нем вызревает самый настоящий инвестиционный пузырь". Милицкий уверен, что для операторов широкополосного доступа IPTV сегодня - это скорее имиджевая, чем основная услуга, которая помогает продавать базовый сервис широкополосного доступа в Интернет.
При наличии достаточных ресурсов куда более осмысленным было бы предложить рынку свой, оригинальный продукт. И таким продуктом для интернет-провайдеров может оказаться вовсе не ТВ, а, скажем, обслуживание квартирных счетчиков горячей/холодной воды - одним словом, все то, что позволит собирать максимальное ARPU. Аналитики уверены: "наигравшись" с модной игрушкой все эти компании вынуждены будут уступить свой телевизионный бизнес крупным игрокам, для которых ТВ-услуги являются профильными и которые в состоянии обеспечить их высокое качество.
ВРЕЗ: КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СИТУАЦИЮ НА РЫНКЕ ПЛАТНОГО ТВ?
Мераб Габуния, программный директор "Комстар Директ"
Основная борьба будет идти скорее не в ценовой плоскости, а за качественный контент и расширение за его счет абонентской базы. Мы уже продаем собственные каналы кабельным сетям в регионах и готовимся к массовому приходу HDTV. На выставке в Политехническом музее, посвященной 125-летию московской связи, все могут увидеть наши возможности по доставке ТВ-контента в формате высокой четкости.
Александр Милицкий, советник генерального директора компании "Нэт Бай Нэт Холдинг"
Мы относимся к IPTV как к неизбежному злу. Необходимость его предоставления связана с затратами, которые могут и не окупиться. Но не предоставлять этих услуг нельзя, иначе попадешь в аутсайдеры. Поэтому мы будем этим заниматься, однако никаких особенных иллюзий по этому поводу не питаем. Проникновение данной услуги будет меньше, чем у доступа в Интернет, а ARPU - заметно ниже.
Дмитрий Самохин, генеральный директор "НТВ-Плюс"
Мы не ожидаем особых изменений "ландшафта" рынка платного телевидения. Сегодня еще продолжается фаза консолидации кабельных активов, до реальной конкуренции на уровне услуг еще далеко. Кроме того, абоненты платного ТВ достаточно лояльны, хотя бы потому, что смена поставщика услуг означает приобретение нового абонентского оборудования, организацию нового подключения и т. д.