ЗАО "Айпинэт" оказывает услуги на базе малых станций спутниковой связи (VSAT). "Айпинэт" создан в 2000 году в Москве. Для организации каналов связи "Айпинэт" использует спутник "Ямал-200". В 2006 году компания, по собственным оценкам, занимала 12% коммерческого рынка спутниковой связи. В 2007 году "Айпинэт" планирует увеличить число терминалов с 750 до 2250—2750 штук.
Как стало известно РБК daily, "Айпинэт" намерен запустить услугу triple play для частных клиентов. Это первая подобная инициатива на рынке спутниковой связи в России. Пропускная способность доступа в Интернет: для исходящего трафика — до 512 Кбит/с, для входящего — до 1,5 Мбит/с. Также в пакет входят телефония и десять телеканалов. "Картинка будет достаточно высокого качества — мы будем транслировать в цифровом формате. Услуга будет аналогична тому, что предлагает "НТВ-Плюс", — сообщил генеральный директор "Айпинэта" Мурад Софизаде. Он считает, что рынок спутникового Интернета для частных пользователей имеет огромный потенциал. "Сейчас в России не более 2 тыс. абонентов, но, по нашим оценкам, потенциальная емкость рынка — 150—300 тыс. частных подписчиков. Для примера — в США, где наземная инфраструктура более развита, насчитывается 400 тыс. частных пользователей спутникового Интернета", — сообщил г-н Софизаде. В среднесрочной перспективе "Айпинэт" планирует занять 35% этого рынка, как в корпоративном, так и в частном сегменте. На данный момент компания занимает около 15% рынка юридических лиц. Абонентская база в частном сегменте составляет около 100 человек.
Стоимость спутникового Интернета пока значительно выше предложений проводных операторов. В частности, абонентская плата "Айпинэта" по тарифу IPNet Consumer (канал пропускной способностью 64/256 Кбит/с с включенными 500 Мб, 1 Мб сверх лимита — 2,9 руб.) составляет 1450 руб. При этом покупка и установка оборудования, а также получение разрешения на него обойдутся абоненту более чем в 100 тыс. руб.
Освоение спутниковыми операторами новых сервисов, таких как triple play, вряд ли позволит этим компаниям удержаться на рынке. В связи с высокой стоимостью услуг спутниковой связи этот сегмент рынка будет постепенно уменьшаться под давлением традиционных и кабельных операторов, считает аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. "Спутниковый Интернет — нишевая услуга. Массовый потребитель к спутниковому оператору обратится в последнюю очередь", — считает он. В ближайшие годы спутниковый Интернет будет востребован, причем не только в России, но и в Европе, где инфраструктура более развита, парирует пресс-секретарь спутникового оператора "РуСат" Светлана Шабалина. По ее словам, со ссылкой на данные Viasat, в странах Западной Европы до 2010 года около 3,5% домохозяйств не будет иметь проводного доступа в Интернет. В странах Восточной Европы доля таких домохозяйств еще выше — 11,8%. И подключаться эти дома к Интернету будут с помощью спутниковых операторов. "Может быть, спутниковый Интернет и является нишевой услугой, но эта ниша довольно внушительна по размеру", — заключила г-жа Шабалина.