Жить в современном городе без интернета могут себе позволить либо те, кому он совсем не нужен, либо те, кто им пресытился. Все остальные проходят через увлекательный аттракцион "найди себе подключение" и получают весьма разные результаты. Особенно те, кто отважился попытать счастья у местных провайдеров.
Сети новые, кленовые, решетчатые В то время как акулы интернет-рынка наподобие "СТРИМа" и "Корбины" сообщают о своих услугах растяжками через Новый Арбат и разворотами в глянцевых журналах, небольшие фирмы, ограничившие свою деятельность масштабом от района до административного округа, дают о себе знать объявлениями на подъездной двери, лестничной клетке и лифте. Их текст гласит примерно одно и то же: дом подключен к высокоскоростному интернету, стоит позвонить по указанному телефону - и специально обученные люди за короткий срок подсоединят вашу квартиру к общему каналу. Нехитрый трюк, но часто срабатывает: неоднократно обжегшийся на массовой рекламе, современный потребитель с большей готовностью поверит в искренность компании, повесившей на информационную доску в парадном невзрачный листок бумаги со старомодными отрывными купонами.
Однако вовсе не факт, что желанное слияние с ресурсами мировой паутины произойдет быстро и безболезненно. Строго говоря, каждый, кто решился на взаимодействие с местными провайдерами, вступает в зону повышенных рисков. Если б ситуация, существующая на рынке локального интернета, вдруг возникла, например, с продуктовыми магазинами, несчастному покупателю пришлось бы методом небезопасных для здоровья проб и ошибок искать гастроном, едой из которого можно если не насытиться, то хотя бы не отравиться.
С виду от района к району картинка примерно одинакова. Поставщики обещают широкополосный доступ, хорошую скорость, локальную сеть, набитую музыкой, фильмами и прочим мультимедийным барахлом, бесперебойную работу и, если вдруг что случится, круглосуточную поддержку.
Набор услуг практически не изменился с 2000 года. Тогда у местных провайдеров случился своеобразный "золотой век": они были единственной вразумительной альтернативой медленному dial-up-соединению, поэтому диктовали свои цены (нередко заоблачные) и могли позволить себе не самое нежное отношение к клиенту. Затраты на развертывание локальной сети окупались меньше чем за полгода, поэтому вскоре в каждом районе образовалось как минимум по одной конторе (а то и по две), поставляющей интернет по оптоволокну зажиточным гражданам и мелкому и среднему бизнесу.
С разработкой и внедрением ADSL-соединения в 2003-2004 годах легкая жизнь у таких фирм кончилась. Переход пользователей к конкурентам, вступившим в сговор с телефонным монополистом, принял характер массового бегства, прибыли упали, и перед небольшими провайдерами встал насущный вопрос о том, как выжить в клетке с тиграми. Удивительным образом ответы на него оказались диаметрально противоположными. Одним удалось найти эффективное решение, выгодное как им самим, так и их клиентам. Другие же потеряли голову и сделались совершенно неадекватными.
Ethernet-плохиши
Именно из-за последней категории провайдеров среди активных пользователей домашнего интернета сформировалось устойчивое мнение, что с локальными поставщиками лучше вообще не иметь дела. В негласном черном списке на порядок больше названий, чем хотелось бы, и все фигуранты не сговариваясь демонстрируют похожий набор симптомов.
Начинать приходится прямо со скорости соединения. Локальная сеть района Бибирево LiaNet.ru, взятая для примера совершенно наобум, при заявленных 100 Мбит/сек. стабильно выдает не более 1 Мбит/сек., а при работе с зарубежными ресурсами скорость опускается до 300 кбит/сек. И это как бы в порядке вещей у большинства провайдеров - когда обращаешься с возмущенным вопросом в техподдержку, следует ответ, что пропускная способность локальной сети напрямую зависит от нагрузки на нее. Так что в часы пик - по вечерам, когда в ней висит больше всего пользователей, - на быстрый интернет можно даже не надеяться. Причиной этого чаще всего является отсталость технопарка: потеряв в борьбе с ADSL-операторами прежнюю клиентуру и заработки, многие компании, вместо того чтобы любым способом найти средства на улучшение технической базы и таким образом добиться решающего преимущества над конкурентами, предпочли начать экономить. Причем не только на материалах, используя вместо дорогого профессионального оборудования "бытовые" аналоги, не выдерживающие необходимой нагрузки, но и на самом монтаже сетей. Притчей во языцех стали спутанные клубки кабелей в подвалах и на чердаках жилых домов, висящие в воздухе свитчи-переключатели, открытые всем ветрам ящики с роутерами, откуда последние регулярно уворовывают.
Неудовлетворительное состояние техники виновато и в крайне нестабильной работе большинства локальных сетей. Грозовым летом 2006-го пользователи Koptevo.net регулярно оказывались отключенными от интернета: молнии каждую грозу что-нибудь обязательно пережигали в коммуникациях провайдера. Любая авария требовала как минимум полусуток ремонта, а если поломка случалась в пятницу вечером, то можно было с уверенностью заявить, что до обеда понедельника интернет не появится.
Понятно, что такие истории в большом количестве можно рассказать о каждой конторе, проигнорировавшей необходимость обновить оборудование. Некоторые, осознавая свою главную беду, стараются компенсировать ее оперативной и качественной технической поддержкой. Так, от останкинской сети OSTnet.ru у пользователей остаются в целом приятные ощущения именно потому, что до ее службы поддержки легко дозвониться и, если что-то ломается, с починкой она не медлит. У других же сплошь и рядом наблюдается картина, когда в ответ на сообщение о поломке девушка-оператор мямлит в трубку: "Ну да, у нас небольшие проблемы возникли - завтра, наверное, заработает". А если дело, не дай бог, доходит до вызова ремонтников, то на пороге появляются сильно нервничающие десятиклассники, которые зачастую понимают в сетях даже меньше, чем пригласивший их пользователь. Это явление получило неофициальное название "пионерский", либо "школьный", саппорт. Наряду с низкой скоростью и ненадежностью работы он служит важнейшим признаком того, что с провайдером нужно как можно скорее расставаться - в целях экономии средств и нервных клеток.
Что же касается внутренних сетевых ресурсов, где можно разжиться новинками музыки, кино, софта и игр (по большей части сугубо пиратскими), то они не в состоянии уравновесить технический брак и плохой сервис. А чаще они только усугубляют ситуацию, поскольку служат настоящим питомником разнообразных компьютерных вирусов. Провайдеры вывешивают на свои сайты призывы пользоваться антивирусными программами, но помогает это примерно в той же степени, что и антиалкогольная агитация в местах массовых гуляний: истории о том, как притащенный из локальной сети "троян" в одно прекрасное утро стер содержимое жесткого диска ничего не подозревающего юзера, рассказываются с завидным постоянством.
Возникает закономерный вопрос: отчего же все эти нечистоплотные интернет-дельцы до сих пор не разорились? Почему всегда находятся люди, которые несут им свои деньги и соглашаются пользоваться их сомнительными услугами? Отчасти тут виной инерция мышления, которую демонстрируют многие непродвинутые пользователи: они готовы терпеть поломки и хамство, лишь бы не отягощать свою жизнь поиском нового провайдера. Бывают также случаи тотального невезения, когда определенный дом оказывается вне зоны охвата крупных игроков (или в квартире нет городского телефона, что обнуляет шансы воспользоваться ADSL-соединением), - тогда приходится идти на поклон к локальным лоботрясам. Но на самом деле мелкие фирмы, не сумевшие наладить идеальной работы с клиентами, все же хиреют и помирают - процесс идет, и его не остановить. В доказательство можно привести пример компании "Вектор Телеком", в течение трех лет изводившей отвратительным интернетом жителей района Аэропорт. "Векторщиков" наконец поймали на несоответствии техническим требованиям нормативных документов для операторов связи и на незаконной установке серверного оборудования в одной из многоэтажек. Договор об интернет-обслуживании с ГУП "ДЕЗ Аэропорт" был расторгнут, а компанию в судебном порядке обязали демонтировать линии связи. На опустевшей площадке немедленно материализовалась фирма "ЮниКомЛаб", которая старательно открещивается от предшественника и обещает обслужить пользователей в лучшем виде, по крайней мере тех, кто еще не успел переметнуться к "СТРИМу" или "Корбине". То есть пренебрежительно малое количество народа. Об увеличении числа клиентов "ЮниКомЛаб" можно даже и не мечтать.
Короли в своем районе
К счастью, в столице еще остались провайдеры, которых пользователи поминают преимущественно хорошими словами и в обозримом будущем не собираются менять ни на кого другого. Их слишком мало для того, чтобы в корне изменить мнение о ethernet-провайдинге как о малопочтенном занятии. Но то, что они процветают и даже потихоньку расширяются, - хороший знак. Наибольшее количество правильных поставщиков замечено на юго-западе: причины этого можно искать как в насыщенности направления учебными и научными заведениями, так и в относительно недавней постройке большинства кварталов.
Одним из самых динамично развивающихся поставщиков интернет-услуг является компания 2КОМ. Ее клиенты с удовольствием хвастаются бесперебойной работой, адекватными ценами, огромной локальной сетью, работающей в продвинутом формате Direct Connect (DC++), круглосуточной - без обмана! - и вменяемой службой поддержки, бесплатно прилагающимися веб-радио и веб-ТВ, ну и возможностью заплатить за интернет в любом терминале моментальной оплаты на территории округа. Понятное дело, при таких условиях вопрос о переходе, например, на ADSL-соединение не возникает ни на секунду, какие бы скидки ни были предложены.
Примерно в том же духе отзываются о своем провайдере пользователи "Ясенево Online". У них, как и у пользователей 2КОМ, все отлично работает, регулярно появляются новые сервисы (например, IP-телефония), а сама фирма демонстрирует интерес к офлайновой жизни окрестностей: недавно выступила информационным спонсором районного соревнования по дуэльному фехтованию.
Оптимистичных репортажей из прочих московских районов существенно меньше, но они тоже случаются. Коптево весьма резво осваивает фирма UltraNet. Ее пользователи не нарадуются на тарифы и качество услуг, а свои прежние мытарства с Koptevo.net вспоминают как страшный сон. Ближе к центру, а точнее, в районах Даниловский, Донской, Якиманка и Замоскворечье самым давним, надежным и человечным ethernet-поставщиком считается RiNet. Компания в основном работает с корпоративными клиентами - была первым провайдером веб-дизайнерской студии Артемия Лебедева, обслуживает "Мосметрострой", ряд коммерческих банков и фирм, работающих в сфере информационных технологий, но и с пользователями-частниками активно сотрудничает. Она не может похвастать новомодными фишками наподобие веб-телевидения, зато пропускная способность ее сетей в ряде мест достигает 1 Гб/сек. Если интернет нужен не для онлайн-развлечений, а для праведных трудов, связанных с быстрым перемещением больших объемов данных, это обстоятельство будет играть совсем не последнюю роль.
Как всем упомянутым фирмам удалось преуспеть в жестокой конкурентной борьбе с титанами, выяснить вряд ли получится: это, в конце концов, их персональное ноу-хау, они вольны его охранять и прятать. Но совершенно точно можно вычислить условия, соблюдение коих принесло им финансовое благополучие и благодарность клиентов. Это внимание к технической стороне дела и работе с персоналом. Вероятно, руководство компаний быстро осознало, что расходы на оборудование и сотрудников чрезмерными бывают крайне редко, зато гарантированно окупаются.
Неумехи обречены
Может показаться, что рецептом успешных контор может воспользоваться любой, было бы желание. Но беда в том, что времени на постижение простых истин у нерадивых локальных провайдеров практически не осталось. На рынке интернет-услуг становится все теснее: "СТРИМ" и "Корбина" наперегонки снижают цены и придумывают новые завлекательные сервисы для подписчиков, уверенно набирают обороты сети QWERTY и "Акадо", предлагающие широкополосный доступ сразу в нескольких административных округах, да и 2КОМ с RiNet присматриваются к соседним районам на предмет плотного освоения. Развиваются - пусть не без проблем - беспроводные WiFi-сети "Голден Телеком", на очереди - протоколы WiMax и 3G. Появился даже диковинный "интернет из электрической розетки", предоставляемый компанией "Спарк", которая тоже борется за свою долю внимания и средств клиентов.
Не исключено, что времена местных провайдеров, монтирующих свои сети на авось и использующих по отношению к своим пользователям безнадежно устаревший принцип "куда он денется с подводной лодки", кончатся быстрее, чем все того ожидают. А насколько прекрасней станут без них виртуальный и реальный миры - уже другая история.
Коммерсант