Основатель и почетный президент ОАО "Вымпелком" Дмитрий Зимин и исполнительный вице-президент, генеральный директор (по России) ОАО "Вымпелком" Николай Прянишников посетили в конце сентября Нижний Новгород. На встрече с журналистами они рассказали о прошлом и будущем компании, абонентом которой сегодня является каждый третий россиянин.
Первый звонок в экспериментальной сети оператор "Вымпелком" сделал задолго до появления на рынке своих основных конкурентов ("МТС" и "Мегафон") - в 1993 г. "Когда мы выходили на рынок, действовало такое правило: один оператор - один стандарт связи, - вспоминает Дмитрий Зимин. - Свободным был только стандарт AMPS, неизвестный ни в Европе, ни в мире. Но мы взяли его, потому что надо было с чего-то начинать. Впоследствии компания пережила страшный кризис, когда часть ее акционеров выступала за сохранение AMPS, а другая настаивала на переходе к стандарту GSM 900/1800".
Самой большой удачей за время своего руководства компанией г-н Зимин считает получение в 1998 г. лицензий на использование стандарта GSM 900/1800. За него "Вымпелком" выплатил довольно крупную сумму, и, как оказалось, не напрасно. Сегодня основной бизнес компании держится именно на этом стандарте.
"В данный момент перед нами стоит точно такая же принципиальная задача, как и в середине 1990-х гг. Я говорю о внедрении сетей третьего поколения (3G). Без перехода на них невозможно дальнейшее развитие бизнеса, - заметил Николай Прянишников. - Сегодня на рынке сотовой связи практически ничего заметного не происходит: продукты различных операторов фактически повторяют друг друга, а рост за счет демпинга цен невозможен - тарифы и так упали до предела".
"Вымпелком" уже получил лицензию на использование связи 3G. Сейчас компания объявила тендер на поставку сетевого оборудования. Запуск новых сетей в коммерческую эксплуатацию запланирован на конец 2008 г. Инвестиции в строительство сетей весьма существенны (стоимость одной базовой станции составляет $200 тыс.), однако компания рассчитывает, что проект окупится очень быстро благодаря целому ряду факторов.
"Во-первых, мы существенно увеличим емкость сети. Уже сегодня в центре Нижнего Новгорода нам выгоднее вводить 3G, чем поддерживать 2G, - пояснил г-н Прянишников.- Во-вторых, переход на сети третьего поколения позволит нам выйти на рынок с новыми продуктами. Благодаря высоким скоростям абоненты получат возможность скачивать из интернета не только клипы, но и целые альбомы, а также видеофильмы и интерактивные игры".
Кроме того, переход на 3G позволит компании выйти на рынок широкополосного доступа в интернет, где "Вымпелком" намерен конкурировать с операторами и проводного, и беспроводного доступа. "Рынок широкополосного доступа в России растет быстрыми темпами, и тот, кто займет пусть даже небольшую его долю, несомненно, будет получать доход", - добавил Николай Прянишников.
Он также отметил, что "Вымпелком" намерен вводить в России 3G с учетом негативного опыта мировых операторов. В ряде стран компании поспешили с запуском сетей третьего поколения, и это привело к тому, что абоненты просто не разобрались в разнообразной линейке продуктов и в ценах. Сегодня 52% европейцев считают, что операторы не смогли объяснить преимущества 3G. Остальные заявляют, что услуги связи третьего поколения слишком дорогие.
"Перед нами стоял вопрос, что мы будем продвигать на рынок после запуска в коммерческую эксплуатацию сетей 3G - технологии, продукты или цены? - рассказывает г-н Прянишников. - Приведу следующий пример: мировой оператор 3G Hutchinson 3 запустил сеть третьего поколения в марте 2003 г. Компания вышла на рынок с основным продуктом - видеозвонком. Hutchinson 3 продвигал именно новые технологии и преподносил свои продукт как революционный, но 80% пользователей не были в нем заинтересованы".
"Вымпелком" при переходе на сети третьего поколения планирует сфокусироваться на потребителе. Исполнительный вице-президент компании пояснил, что новые продукты будут преподноситься не как "технологическая революция", а как дополнительные возможности.
"Наша задача сейчас - объяснить абонентам преимущества связи 3G. В каком-то смысле мы должны образовывать своих клиентов, - считает Николай Прянишников. - Только тогда они будут самостоятельно ориентироваться в новых продуктах и ценах, а наш бизнес станет приносить доход".