Уральское агентство АПИ провело сравнение выгодности для абонентов тарифов ADSL-провайдеров городов-миллионников России.
Размер тарифов на ADSL-интернет в различных городах определяется двумя факторами.
В первую очередь, это уровень развития конкуренции на рынке предоставления широкополосного доступа. Поскольку ADSL тесно связан с телефонными сетями (которые, как правило, принадлежат одной, реже - двум компаниям), то конкуренция в большинстве городов наблюдается не между ADSL-провайдерами, а между провайдером, представляющим доступ по выделенной линии и ADSL-оператором. Чаще всего можно наблюдать, что строительство собственных оптико-волоконных сетей компаниями-конкурентами (вне зависимости от технологии подключения конечного абонента) вынуждает ADSL-провайдеров снижать тарифы.
Кроме этого, на тарифы ADSL-провайдеров (в первую очередь, не входящих в структуру "Связьинвеста") влияет стоимость передачи информации по магистральным сетям. Так, построенная "Голден Телекомом" оптико-волоконная линия от Москвы до Нижнего Новгорода позволила провайдеру "Агентство деловой связи", входящему в структуру "Голден Телекома", снизить тарифы почти в 4 раза.
Особенностью конкурентной борьбы ADSL-провайдеров с другими провайдерами за рынок является ставка на безлимитные унифицированные тарифы. Отдельные ADSL-провайдеры вообще представлены на рынке только безлимитными тарифами ("Авангард", г. Санкт-Петербург). В целом, следствием избранной стратегии конкурентной борьбы становится постепенная унификация тарифных планов, уход от предоставления абоненту возможности подбора удобного режима пользования интернетом (особые условия работы в выходные и т. п.) в сторону ценовой конкуренции. В среднесрочной перспективе, следствием этого станет и изменение сценариев поведения пользователей. Пока же тарифы-конструкторы среди рассмотренных территорий остаются только в регионах, закрытых административным ресурсом от проникновения крупных игроков федерального уровня – Башкортостан, Татарстан. Неудивительно, что столицы этих регионов в составленном нами рейтинге оказались на последних местах по выгодности для абонентов.
Только в Москве, Санкт-Петербурге и в несколько меньшей степени в Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге ADSL-провайдеры и провайдеры, работающие по Ethernet-технологии, являются реальными конкурентами. В остальных городах-миллионниках тарифы ADSL-провайдеров оказываются намного выгоднее для абонентов. Причину этого следует видеть в том, что только в этих регионах провайдеры смогли инвестировать значительные средства в строительство собственных сетей.
Сравнивая ситуацию в различных крупных городах, можно выделить несколько сценариев конкурентной борьбы между провайдерами.
"Единственный ADSL-провайдер против нескольких мелких провайдеров" (Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону, Казань, Омск и др.)
Как правило, в этом случае интернет по технологии xDSL предлагает телефонный монополист, чаще всего – структура холдинга "Связьинвест". Во всех означенных регионах относительно мелкие провайдеры, в том числе и структуры таких крупных компаний, как "Голден Телеком", на данный момент не смогли найти адекватный ответ. Во многих городах мелкие и средние операторы предпринимают попытки создания каких-то объединений, которые бы разрабатывали методы противостояния крупному игроку. Среди таких методов обычно оказывается снижение стоимости трафика из местных сетей, а также обращения в региональные отделения антимонопольных органов.
Уровень тарифов ADSL-провайдеров в таких регионах зависит как от ситуации на рынке региона, так и от желаемой скорости роста абонентской базы и технических возможностей провайдера по подключению новых пользователей. Почти всегда тарифы ADSL-провайдеров оказываются выгоднее для абонентов, чем тарифы Ethernet-операторов.
Примерно в описанном ключе развивается и конкурентная борьба в Уфе. Однако особенностью рынка Уфы является то, что ADSL-провайдер ОАО "Башинформсвязь" выступил в борьбу за рынок с провайдером ОАО "Уфанет" (Ethernet), который до этого был безоговорочным лидером на рынке и успел построить сеть с большим охватом пользователей. Как следствие, ОАО "Уфанет" на данный момент сказался способным противостоять ценовой политике ОАО "Башинформсвязь" и даже предложить более выгодные тарифы.
"Конкуренция нескольких сильных ADSL-провайдеров" (Санкт-Петербург, Нижний Новогород, Самара)
Конкуренция как между ADSL провайдерами, так и между ADSL и Ethernet-провайдерами определяется как ценовым, так и географическим фактором – протяженностью сетей каждой компании.
"ADSL-оператор пытается сохранить свои позиции под натиском конкурентов" (Москва)
Несколько лет назад компания "МТУ-Интел" (предлагает интернет по технологии ADSL под торговой маркой "Стрим") была безоговорочным лидером рынка, сделав ставку на недорогие безлимитные тарифы. Однако в настоящий момент ее конкуренты, главном образом структуры компании "Корбина Телеком", построили собственные оптико-волоконные линии и предложили абонентам сопоставимые по цене тарифы при намного более высокой скорости передачи данных и лучшем качестве связи. Ответом "МТУ-Интел" стало очередное снижение стоимости тарифов на безлимитных тарифных планах с 1 сентября.
Среди уникальных региональных особенностей конкуренции необходимо отметить следующие:
Сравнение тарифов осложняется тем, что в начале осеннего периода многие операторы проводили акции, в рамках которым абонентам были предложены скидки на подключение, зачислялись деньги на счет, предоставлялись скидки на первый месяц обслуживания и т. п.
Другой проблемой, возникающей при сравнении тарифов с ограниченной скоростью подключения, являются многочисленные несоответствия между заявленной скоростью и реальной, отмечаемые пользователями многих регионов, а также различные допустимые значения среднемесячного трафика, за которым следуют ограничения скорости на определенный период времени. Однако из-за невозможности внести точные поправки при сравнении этими двумя моментами приходится пренебречь.
Конкурентная борьба в городах-миллионниках России
Москва
На московском рынке присутствуют порядка тридцати игроков, предлагающих широкополосный доступ к интернету. Безусловно, лидером в этой области является входящая в состав "Комстар-Объединенные ТелеСистемы" компания "МТУ-Интел", работающая под торговой маркой "Стрим", широкополосный доступ которого осуществляется по технологии ADSL с помощью телефонных линий МГТС. Конкурентным преимуществом этого оператора является предоставление Интернет-телевидения (до 99 каналов). Подавляющее большинство абонентов подключено на безлимитные тарифы. Компания контролирует более 30% всего рынка предоставления доступа в интернет, однако в последнее время ее доля, по оценкам отдельных аналитиков и потребителей, снижается. Однако переток клиентов происходит не к другим ADSL-провайдерам, которые занимают небольшие доли рынка. Наиболее активный игрок на московском рынке в данный момент – компания "Корбина Телеком", которая активно развивает собственную оптико-волоконную сеть со скоростью передачи данных 100 мбитсек и подключает к ней новых абонентов по технологии Ethernet .
В целом же подключение по технологии ADSL (как из-за технических особенностей технологии, так и из-за чрезмерной нагрузки на сеть) в Москве считается массовым дешевым продуктом относительно невысокого качества. Абоненты жалуются на многочисленные сбои и на несоответствие реальной скорости передачи данных заявленной.
Санкт-Петербург
На рынке Санкт-Петербурга наблюдается намного более активная конкуренция ADSL-провайдеров, по сравнению с Москвой. В 2005-2006 году безоговорочным лидером на этом рынке была компания "ВэбПлас" (входит в холдинг "Телекоминвест"), однако в последнее время она заметно сдает позиции. Хотя "ВэбПлас" и остается лидером по количеству абонентов, компания заметно отстает по темпу притока новых абонентов. Наиболее заметным конкурентом стал "Авангард", структура ОАО "Северо-Западный телеком". Для удержания позиций "ВэбПлас" начал внедрять технологию ADSL-2, снизил тарифы, однако встреченные в открытых источниках экспертные заключения скептически оценивали перспективы бывшего безоговорочного лидера. Также конкурентом "Вэб пласа" является и "Петерстар", его позиции очень сильны в отдельных районах (например, на Васильевском острове), этот провайдер также настроен занять значительный сегмент рынка города и пригородов. С начала лета все провайдеры проводят активную политику по привлечению абонентов – вводят новые тарифы, проводят акции. Первые итоги, вероятно, будут подводиться осенью.
Нижний Новгород
В Нижнем Новгороде рынок ADSL строго поделен между операторами в соответствии с количеством принадлежащих им медных линий. И если учесть, что у "Агентства деловой связи" (входит в структуру "ГолденТелекома") в Нижнем Новгороде и области 60 тысяч медных линий, а у "ВолгаТелеком" — около 600 тысяч, то такое положение дел выгодно, прежде всего, компании "ВолгаТелеком". В последние годы конкуренция на рынке ADSL-услуг ведется на уровне строительства медных линий. "Агентство деловых связей" не только расширяет медную сеть, но и реализует проект по организации сети широкополосного Интернета с помощью оптоволокна и радиодоступа. Также этот провайдер подключает новых абонентов по технологии ADSL, однако в качестве канала используется не медный провод, а собственная оптико-волоконная сеть.
Самара
Широкополосный интернет-доступ в Самаре бурно развивается и начинает теснить традиционный коммутируемый доступ, которым пока, правда, пользуются не менее 70% абонентов. А два лидера местного рынка широкополосного доступа — "Волгателеком" и "ЭР-Телеком" — увеличили доли на нем в два раза.
ИК "Финам" оценивает годовой объем самарского рынка интернет-доступа в $25-27 млн. Объем регионального рынка широкополосного доступа, по оценке J’son & Partners, — около $10 млн. Крупнейшие по обороту интернет-провайдеры Самарской области — "Волгателеком" (подконтрольная холдингу "Связьинвест"), "Крафт-С", "Самара-Интернет", "Инфолада", "Самара Телеком" (входит в Golden Telecom), "АИСТ". По оценке компании "Синтерра", крупнейшие ADSL-провайдеры в Самаре — "Волгателеком" (40% всего рынка широкополосного доступа), "Самара Телеком", "Самтелеком", кабельные домашние сети — "ЭР-Телеком", "Электросвязь", "Теленет" и "Пятый путь".
Ростов-на-Дону
В Ростове-на-Дону работает только один ADSL-провайдер – филиал ОАО "Южная телекоммуникационная компания". Этот провайдер стал лидером рынка, предложив тарифы, которые оказались намного выгоднее для абонентов, чем у конкурентов. Также дополнительным и существенным преимуществом этого провайдера является бесплатный доступ на крупнейший в регионе портал музыки и фильмов "Медиазона". Среди недостатков, отмечаемых абонентами, чаще всего звучат аварии, невысокое качество связи, отсутствие клиентоориентированного подхода.
Казань
В Казани наблюдается конкуренция нескольких провайдеров, самые крупные из них – ОАО "Таттелеком" и ООО "Телесет". ОАО "Таттелеком", занимающий до 70% рынка проводной связи (он контролирует практически всю инфраструктуру провайдерских услуг — оптико-волоконные и телефонные каналы), вытесняет более мелких конкурентов. А также устанавливает тарифы на подключение к Всемирной сети в 2?3 раза выше, чем в других регионах Приволжского федерального округа и в полтора — чем стоит эта услуга у других местных провайдеров.
Сложившаяся ситуация, по всей видимости, увеличит в Татарстане интерес бизнеса к проектам беспроводного Интернета. Пока этот сектор слабо развит — в республике насчитывается всего шесть точек беспроводного доступа WiMax и WiFi.
Уфа
В Уфе за рынок борются два основных провайдера: Уфанет (Ethernet) и ОАО "Башинформсвязь", продвигающее ADSL под маркой "Смайл". В итоге в данный момент в городе разворачивается "война безлимитных планов". В рамках этого противостояния с 1 октября 2007 года ОАО "Башинформсвязь" вдвое повысило скорость на базлимитных тарифах без изменения размера оплаты.
Сравнение тарифов этих двух операторов весьма затруднено, т. к. наиболее популярными тарифами ОАО "Уфанет" являются тарифы с фиксированным оплаченным временем (например, тариф "100 друзей" - 200 часов работы в сети за 620 рублей в месяц). Особенность такого тарифа позволяет прерывать соединение после загрузки страницы, и восстанавливать его перед загрузкой новой, что позволяет очень экономно расходовать средства при посещении насыщенных текстовой информацией порталов и форумов. В итоге, расходы пользователя очень сильно зависят от того, какой тип информации он получает из сети.
Омск
Количество омских пользователей по-прежнему остается низким: в день Интернет посещает в среднем около тридцати тысяч омичей. Среди провайдеров активными игроками, которые готовы развивать инфраструктуру, на сегодняшний день выступают Сибирьтелеком (WEBSTREAM), "Эр-телеком", ООО "Мультикабельные системы", ООО "Юсон", "Национальные мультисервисные сети", в перспективе - ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр".
Новосибирск
В Новосибирске и Красноярске удалось найти только одного ADSL-провайдера – ОАО "Сибирьтелеком", который продвигает ADSL-интернет под торговой маркой "Webstream". В последние год-полтора именно этому провайдеру удалось захватить первое место по количеству новых абонентов. Ethernet-провайдеры региона оказались втянуты в "тарифную гонку" (предложенные "Сибирьтелекомом" тарифы на ADSL оказываются ниже тарифов на "выделенку" большинства других провайдеров), и заняты поиском адекватного ответа. Однако отсутствие крупных конкурентов у "Сибирьтелекома" пока приводит к тому, что уровень тарифов на ADSL оказывается самым высоким по сравнению с другими рассмотренными выше городами - миллионниками.
http://agency.apiural.ru/