Проект "Triple-65" подразумевает строительство оптоволоконных сетей в России на базе технологии FTTB (Fiber-to-the-Building, "оптика в каждый дом"). Компанией "Голден Телеком" было принято решение об ее использовании еще в 2006 году. Приобретение "Корбины Телеком" в мае 2007 года стало ключевым моментом реализации широкополосной стратегии "Голден Телеком". Первоначально она была ориентирована на корпоративный уровень, причем только на крупных клиентов. В свою очередь, клиенты "Корбины Телеком" – средний и малый бизнес, а также частные клиенты. Кроме того, преимущество "Корбины Телеком" "Голден Телеком" видит в том, что "Корбина Телеком" имеет освоенную технологию строительства сетей, плюс обученные бригады монтажников. "Мы всегда хотели выйти на массовый рынок, – комментируют в компании "Голден Телеком". – Однако "Голден Телеком" была сфокусирована на корпоративном рынке. Но если не можешь сделать сам, то купи того, кто может сделать". "Корбина Телеком" к тому времени уже строила FTTB-сети в Москве, Ярославле, Калуге, Санкт-Петербурге, Туле, причем успешно. Таким образом, "Голден Телеком" объединилась с умением и знанием "Корбины Телеком" для выхода на массовый рынок.
Первоначальный план проекта "Triple-65" подразумевал строительство сетей FTTB в 12 городах, в которых насчитывалось порядка 7,9 млн домохозяйств с населением 23,9 млн человек. На сегодняшний день первые результаты проекта показали, что компании опережают заявленные ранее планы на 50% и к концу 2007 покроют 11,6 млн домохозяйств с населением в 34,9 млн человек в 24 городах. До 2010 года планируется развернуть сети FTTB в 65 городах России с общим населением порядка 65 млн.человек, предложив в них услуги широкополосного доступа и услуги Triple-play примерно 65% всех домохозяйств – поэтому проект получил название "Triple-65". Среднее количество квартир в жилом доме составляет 100, при среднем показателе 2,8 чел. на одну квартиру. Таким образом, данные сети обеспечат покрытие примерно для 15,6 млн домохозяйств или 42,3 млн человек.
В течение последних трех месяцев компании "Голден Телеком" и "Корбина Телеком" подключили к услугам широкополосного доступа 65 тыс. абонентов Москвы. В 2007 году количество абонентов увеличилось на 184 тыс. и составило 299 тыс. Сегодня компания "Голден Телеком" имеет наибольший прирост числа абонентов широкополосного доступа в Москве. В России число абонентов "Голден Телеком" и "Корбина Телеком" за последние три месяца выросло на 86 тыс. Общее количество пользователей в России увеличилось на 243 тыс. и составило 383 тыс.
Комментируя первые результаты проекта, главный управляющий компании "Голден Телеком" Жан-Пьер Вандромм отметил: "Уже сегодня мы вдвое превысили собственный план до конца 2007 года. Нам удалось ускорить строительство сетей FTTB и опередить темпы реализации проекта, получив в Москве 50% от прироста рынка спроса на услуги широкополосного доступа. Несмотря на то что рынок Москвы является высококонкурентным и хорошо развитым, компания "Голден Телеком" является сейчас наиболее динамично растущей в сегменте услуг широкополосного доступа". Следующий этап проекта – покрытие оставшихся 41 города, однако в компании отмечают, что, возможно, охваченных городов в итоге будет больше.
Напомним, что на данный момент "Корбина Телеком" присутствует в следующих регионах: Великий Новгород, Иваново, Воронеж, Йошкар-Ола, Калуга, Кемерово, Махачкала, Мурманск, Нижний Новгород, Оренбург, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Тольятти, Тула, Ульяновск, Уфа, Ярославль. Не во всех названных городах до конца построена сеть, но телематические услуги предоставляются и оператор стремится к предоставлению услуг triple play. Например, во втором квартале 2007 года компания "Корбина Телеком" приступила к тестовой эксплуатации услуги цифрового телевидения на базе транспортной инфраструктуры передачи данных "Корбины Телеком" (см. новость дайджеста от 17 июля 2007 г.). IP-TV базируется на платформе Microsoft Mediaroom (впервые внедренной в России) и, кроме возможности смотреть более 100 телевизионных каналов в цифровом качестве, обеспечивает большую гибкость и интерактивность по сравнению со спутниковым или кабельным телевидением, предлагая такие услуги, как "видео по запросу" ("VoD"), "виртуальный видеомагнитофон" ("time shift TV", "PVR") и другое. Услуга IPTV предоставляется московским абонентам сети "Корбина Телеком". В течение ближайших шести месяцев (до конца апреля 2008 года) запланировано расширение зоны IPTV до 20 городов России, среди которых: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов, Нижний Новгород, города Московской области и др. По оценке генерального директора компании "Корбина Телеком" Александра Малиса, к 2009 году около 25–30 % пользователей выделенного интернет-канала будут являться одновременно абонентами услуги цифрового телевидения.
"Инфраструктура широкополосной сети в России с уровнем проникновения в 9 % находится в начальной стадии своего формирования и в разы отстает от сетей развитых стран. Наш проект по строительству сетей FTTB самый большой в Европе, и к 2010 году мы сможем ликвидировать разрыв в применении современных технологий и вывести Россию на лидирующие позиции по использованию широкополосного доступа в Интернет", – отметил Александр Малис.
Как отмечает старший консультант iKS -Consalting Константин Анкилов, на региональном рынке основными конкурентами "Голден Телеком" и "Корбины Телеком" являются МРК, группа "Комстар" ("Стрим", "Стрим-ТВ", а теперь еще и МГТС), "ЭР-Телеком", "Мультирегион", а также великое множество домовых сетей и операторов КТВ разного калибра. Если говорить о московском рынке, то основным конкурентом "Голден Телеком" является группа компаний "Комстар-ОТС", цель которой – занять 50 % московского рынка широкополосного доступа в Интернет к 2011 году (см. новость от 25 сентября 2007 г.). "Обходить конкурентов мы собираемся за счет того, что "Комстар-ОТС" – основной конкурент – предоставляет ADSL-доступ, а "Голден Телеком" организует оптоволокно. Сама технология превышает по качеству (скорости и объему передачи данных) возможности DSL. Медный кабель заложен давно и предназначен изначально для передачи голоса, а не для Интернета или ТВ", – комментируют в компании "Голден Телеком".
Компания "Комстар-ОТС", однако, не позиционирует это противостояние как борьбу технологий. На данный момент компанией осуществляется модернизация инфраструктуры и увеличение пропускной способности сетей, в результате чего будут сняты скоростные ограничения (см. новость от 9 октября 2007 г.). Кроме того, "Комстар-ОТС" делает упор и на то, что имеет проникновение во все домохозяйства за счет предоставления услуги доступа в Интернет через медный кабель.
Напомним, что на середину года у "Стрим" был 31 % рынка, у "Корбины Телеком" – 14 -15 %, кабельного оператора "Акадо" – 10 %, Ethernet-операторов Qwerty – 7 %, NetByNet – 6 %. В "Голден Телеком" отмечают, что хотя "Корбина Телеком" сейчас на втором месте по числу абонентов после "Комстар-ОТС", но прирост абонентов за квартал у "Корбины Телеком" выше. "Действительно, "Корбина Телеком" лидирует по доле подключений, только по нашим данным на нее приходится треть подключений. Конкуренция усиливается, но рынку еще потребуется почти два года, чтобы прийти к уровню насыщения. Так что возможности для роста есть у всех, но в перспективе вряд ли кому-то из игроков удастся контролировать более трети рынка – конкуренция слишком велика", – комментирует ситуацию конкуренции Константин Анкилов.
Высказался на этот счет и один из игроков "большой пятерки" – компания "Нэт Бай Нэт Холдинг": "То, что у "Корбины Телеком" самый высокий прирост абонентов по Москве – это голословное утверждение, очередной PR компании, которая не раз заявляла о своих грандиозных планах и каждый раз находила способы оправдать их невыполнение. В действительности, у "Корбины Телеком" самое большое покрытие по Москве, что на самом деле не гарантирует самый высокий приток абонентов. По крайне мере, в тех районах, где присутствует NetByNet, по нашим сведениям, мы подключаем больше. К тому же "Корбина Телеком" не учитывает отток абонентской базы – в последнее время отток абонентов "Корбины Телеком" к нам серьезно усилился в связи с тем, что агрессивная реклама о скорости Интернета и качестве обслуживания "Корбины Телеком" не всегда соответствует действительности и абоненты остаются разочарованными. По крайней мере, об этом нам пишут абоненты "Корбины Телеком", которые переподключаются к NetByNet, а также те клиенты NetByNet, которые, решив попробовать сеть "Корбины Телеком", возвращаются к нам обратно, - говорит генеральный директор "Нэт Бай Нэт Холдинг" Вадим Курин. – Темпы роста NetByNet быстрее "Корбины Телеком", поскольку помимо высокого органического прироста мы присоединяем целые сети, лидеры в своих районах. Наши основные конкуренты недооценивают накопленный потенциал в районных сетях, и каждая интеграция дает нам лояльных клиентов, профессиональный менеджмент и перспективы высокого роста. Скепсис конкурентов, в частности "Корбины Телеком" и Qwerty, по поводу роста NetByNet дает нам дополнительную уверенность в правильности выбранной стратегии развития. У нас работает уникальная на сегодняшний день команда специалистов, способная интегрировать в NetByNet целые сети и принести в новые районы качество NetByNet в кратчайшие сроки".
"На мой взгляд, рынок широкополосного доступа будет расти в основном за счет развития сетей FTTB, то есть NetByNet, "Корбины Телеком", Qwerty. Уже в сентябре 2007 года NetByNet стал вторым по количеству обслуживаемых абонентов в Москве по технологии FTTB. Районные сети вымрут как класс, поскольку они не смогут выйти на тот же самый технологический уровень, что и лидеры рынка, – для предоставления современных услуг triple play необходимы огромные инвестиции. Доля рынка "Стрима" в лучшем случае будет поддерживаться за счет агрессивной рекламы и демпинговых цен. Технология FTTB является более современной и, несомненно, возьмет верх над xDSL, по крайней мере в мегаполисах. "Труба" к абоненту, а значит, и скорость в случае FTTB выше во много раз и не вызывает сомнения у технических экспертов. На это "Комстар-ОТС" может ответить лишь тем, что такая скорость сегодня клиентам не нужна. Но клиент выбирает сам, и сейчас развивается большое количество новых сервисов – интерактивное телевидение, видео по запросу, телефония, видеоконференции и т. д. – все это требует расширения этой самой "трубы". Мы дождемся результатов 2007 года и увидим, что "Стрим" уже практически перестал расти, в то время как конкуренты (NetByNet, "Корбина", Qwerty и другие) растут гораздо быстрее рынка в целом, в том числе за счет подключений в свои сети бывших абонентов "Стрима", -добавляет г-н Курин.
"Проект "Голден Телеком" и "Корбины Телеком" наверняка окупится: потенциал регионального рынка широкополосного доступа действительно огромен, и, быстро выйдя в города, компания успевает поучаствовать в его дележе – московские и местные игроки уже приступили к разделу пирога, но "Голден Телеком" и "Корбина Телеком" еще успевают "к столу" – место в большинстве регионов для новых игроков еще есть. Рыночные позиции компаний будут варьироваться от города к городу. Где-то компания станет лидером, где-то будет иметь сравнительно небольшую долю рынка – там, где рынок уже занят или нерыночные барьеры особо крепки. Но в целом компания наверняка станет одним из крупнейших игроков этого сегмента – у нее есть инвестиции, есть грамотный менеджмент, есть видение перспектив, и время для выхода на рынок сейчас, пожалуй, наиболее подходящее", – резюмирует Константин Анкилов.
Подробности
Компания "Голден Телеком" является одним из крупнейших фиксированных операторов связи в России и также действует в странах СНГ. Сейчас она представлена в ряде городов России в лице как филиалов, так и дочерних компаний (19 и 8 соответственно), всего у компании организовано более 290 точек присутствия. Оператор был создан на основе нескольких компаний – основной базой стала "Совинтел", также в проект вошли "ТелеРосс", "Коминком-Комбеллга". Основной бизнес компании связан с предоставлением магистральных услуг, в городах своего присутствия компания работает как в корпоративном сегменте, предоставляя полный спектр услуг универсального оператора, так и в частном – здесь компания продвигает карты "РОЛ" и "Голден Телеком", а также в ряде городов работает с технологией ADSL ("РОЛ"). Компания предлагает услуги мобильной связи в Киеве и Одессе.
"Корбина Телеком" образована в конце 1995 года и представляет собой универсальный российский телекоммуникационный холдинг, специализирующийся на оказании различных услуг связи корпоративным и частным клиентам. "Корбина Телеком" обладает собственными средствами и сооружениями связи и осуществляет свою деятельность в Москве и 24 других регионах России. Основными целевыми группами "Корбина Телеком" в столице являются домашние пользователи, предприятия малого и среднего бизнеса. В конце 2005 года "Корбина Телеком" приступила к созданию сети FTTB, которая на сегодня охватывает около 2,6 млн квартир в Москве, Петербурге, Ярославле, Туле, Оренбурге и Калуге. Сеть компании обслуживает более 200 тыс. пользователей, предоставляя услуги широкополосного доступа в Интернет. В число основных услуг входят телефонизация объектов и подключение к сети Интернет по коммутируемым и выделенным линиям, мобильная телефония, предоставление услуг междугородней и международной телефонной связи, включая транзит трафика операторов связи; построение корпоративных сетей (как физических, так и виртуальных), предоставление услуг передачи данных, организация видеоконференций, IP-телефония, веб-хостинг и colocation (размещение серверов заказчиков в технической зоне "Корбина Телеком"), интернет-телевидение Corbina.TV и продажа универсальных карт "Телефон+Интернет".
mskit.ru