"В долгосрочной перспективе для большинства небольших домовых сетей останется всего два варианта: либо быть купленными, либо совсем уйти с рынка. Выживут отдельные, сравнительно крупные локальные игроки",- считает Константин Анкилов, старший консультант iKS-Consulting. Причем, по его оценкам, в Москве продаваться лучше сейчас: "Абоненты домашних сетей - товар повышенного спроса. Крупные провайдеры готовы платить за них очень хорошие деньги". Правда, не все провайдеры придерживаются такой же позиции. Некоторые считают, что в данный момент лидеры работают на перспективу, вкладывая деньги в развитие своей сети, а не в приведение разнородных операторов к единым технологическим стандартам. Действительно, несмотря на активность провайдеров ШПД, в Москве возможности для дальнейшего экстенсивного развития крупных провайдеров пока сохраняются. К концу этого года, по оценкам "Голден Телеком", из 4,3 миллиона домохозяйств интернет-услугами будет пользоваться только 1,7 миллиона. Поэтому крупные компании некоторое время еще будут сосуществовать со своими "братьями меньшими", зарабатывающими лояльность абонентов исключительно с помощью пиратского контента.
В "Су 29 Телеком" (одна из крупных домовых сетей), в свою очередь, рассуждают так: "При нынешней цене за абонента будут активно продаваться самые мелкие компании. Если же речь идет о десятках тысяч абонентов, такая сделка невыгодна для покупателя - нужно говорить о продаже бизнеса, а это другая история, более сложная и дорогая". "Средний класс" домовых сетей способен выдержать и ценовое давление. В "Су 29 Телеком" говорят: "Сегодня справедливая цена за Интернет 1 Мбит/с составляет приблизительно 530 рублей в месяц. Чтобы спокойно работать дальше, нужно обеспечить ARPU не ниже этого уровня, что вполне возможно - за счет дополнительных услуг". К числу таких услуг, которые уже сегодня домовые сети оказывают своим абонентам, относятся, в частности, IPTV, оплата коммунальных услуг и других платежей с домашнего ПК, видеонаблюдение в подъездах, охранная сигнализация, снятие показаний с электросчетчиков.
Еще один важный аспект: домовые сети образуют партнерские сообщества. Так, в рамках Объединения домовых информационно-коммуникационных сетей (ДИКС) создается объединенная локальная сеть участников. Сегодня она способна обеспечить взаимодействие более чем 100 тысяч жителей Москвы. Это крупное образование располагает более широкими возможностями, например, оно ведет переговоры с правительством города на тему использования инфраструктуры домовых сетей для решения задач комплекса городского хозяйства, взаимодействует с надзорными органами по вопросам создания и эксплуатации сетей и т. д. Так что будет все: и продажи, и альянсы, и точки появления новых интересных услуг. Все зависит от намерений владельцев: продать бизнес по максимальной цене или получать доход от дальнейшего развития компании.
ВРЕЗ: КАКОВА ПЕРСПЕКТИВА ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ?
Александр Милицкий, главный редактор "Независимого обзора провайдеров"
Провайдеры второго эшелона ощущают себя достаточно уверенно и на своих территориях имеют достаточно большую лояльную абонбазу. Прямая конкуренция с ними является непростой задачей для операторов "большой пятерки". Домовые сети могут еще довольно долго приносить прибыль своим владельцам.
Александр Телепин, коммерческий директор компании "СУ 29 Телеком"
В настоящее время начинается этап войны не сетей, а услуг. Сильные операторы второго эшелона смогут развиваться далее в пределах своих территорий, покупая небольшие компании. Выиграть они смогут главным образом за счет предоставления новых услуг, необходимых абонентам.
Юрий Припачкин, председатель совета директоров "Ренова Медиа"
Процесс укрупнения участников московского рынка ШПД продолжится, несмотря на то, что локальные компании на сегодня сильно переоценены. Для развития требуются серьезные вложения, а это могут позволить себе только ведущие операторы. Они и будут определять вектор развития рынка в дальнейшем.
ИТОГИ