Интернет-телевидению в России всего год. У так называемого IPTV есть ряд существенных преимуществ, и уже через три года число его зрителей в стране вырастет минимум в шесть раз
"В России по телевизору сейчас смотреть нечего". Тем, кто так считает, адресовано интернет-телевидение, или так называемое IP-телевидение (IPTV). Основное отличие IP-телевидения состоит в том, что сигнал здесь доставляется не через телеантенну или кабельную сеть, а через IP-сети передачи данных. Обычно по таким сетям операторы предлагают так называемые услуги triple play, или "три в одном": по одному и тому же каналу идет интернет, IP-телефония (то есть возможность голосовой связи) и, наконец, IP-телевидение.
Внешне IPTV мало отличается от привычного для нас телевидения. Разница только в том, что абоненту нужно приобрести установочную коробку (set-top box), которая подключена с одной стороны к интернет-каналу, а с другой — к домашнему телевизору. А дальше с помощью поставляющегося в комплекте пульта можно выбирать телеканалы, которые передаются по Сети. При этом разницы с тем, как мы переключаем эфирные каналы телевидения, никакой. Кстати, и качество сегодняшнего IPTV довольно высокое. Более того, данный вид телевидения, в отличие от эфирного, позволяет передавать изображение, а главное, звук в цифровом формате, то есть, по сути, при просмотре фильма или передачи по интернет-телевидению качество сопоставимо с домашним кинотеатром.
Широкое распространение услуг IPTV в России началось только в прошлом году. Как сообщил "Эксперту" Владислав Карагезов, директор проектов исследовательской компании J"son & Partners, в России можно отметить несколько компаний, создавших самые значимые проекты в этой сфере.
Это, во-первых, "Стрим-ТВ" (услуга представляется компанией "Система Масс-медиа", "дочкой" АФК "Система", которая активно начала продвигать услуги IP-телевидения в конце 2005?го — начале 2006 года). В настоящее время "Стрим-ТВ" занимает львиную долю рынка IPTV — по подсчетам маркетологов, число подписчиков превышает 90 тыс. человек. Количество абонентов этой компании прирастает за счет достаточно привлекательных условий: всего за 79 рублей в месяц (тариф "Бронзовый") можно получить возможность наслаждаться 59 каналами (почти все российские плюс много международных, таких как CNN, BBC, TV5, Discovery Channel и др.). А за 249 рублей (тариф "Золотой") абонент получает доступ аж к 98 каналам, включая такие экзотические, как Sailing TV или Manchester United TV. Еще больше восхищает потребителей то, что к услугам "Стрим-ТВ" сегодня можно подключиться через обычную телефонную сеть (по технологии ADSL), то есть нет необходимости сверлить стены и проводить отдельный кабель. Само подключение к услуге — бесплатное, правда, придется дополнительно приобрести за 4 тыс. рублей установочную коробку.
Другой значимый игрок на рынке IPTV — компания "Центральный телеграф", которая продвигает свои услуги под маркой QWERTY. Тарифы на подключение к телевидению здесь начинаются от 110 рублей (если вы пользуетесь телевидением в придачу к интернету, если нет — цена стартует от 330 рублей), за что вы получаете более 80 каналов. Способ подключения к этому телевизионному пиршеству менее удобен — вас ждет прокладка кабеля по квартире. Она осуществляется бесплатно, но, чтобы смотреть телепрограммы, опять же придется покупать set-top box — за 3 тыс. рублей.
О своих амбициях, связанных с рынком IPTV, заявил в этом году еще один крупный российский оператор связи — компания "Корбина Телеком". В июле текущего года она запустила услугу под названием "Корбина ТВ". Сегодня в базовый пакет "Корбины" входит 56 телевизионных каналов по цене 140 рублей. Руководство "Корбина Телеком" утверждает, что основное конкурентное преимущество проекта — применение новых технологий. "Мы несколько задержали запуск услуг интернет-телевидения в связи с тем, что решили создавать его на принципиально более современной платформе — Microsoft TV, — рассказал в интервью "Эксперту" Александр Малис, генеральный директор компании "Корбина Телеком". — Новая платформа позволяет передавать клиенту цифровое изображение более высокого качества, в том числе в стандарте HDTV, а также предоставлять ряд привлекательных сервисов".
Желающим наслаждаться телепросмотром от "Корбины" также бесплатно проложат кабель, но снова придется приобрести телеприставку — от 4,3 тыс. рублей (или арендовать ее за 140 рублей в месяц).
Еще один заметный игрок на рынке услуг IPTV в России — "Связьинвест", точнее, ее межрегиональные компании (МРК), которые активно продвигают интернет-телевидение в регионах. Это делается с помощью проектов "TVi" (компания "Дальсвязь"), "Вебстрим ТВ" (компания "Сибирьтелеком"), "Disel TV" (Южная телекоммуникационная компания), а также проектов компаний "Волгателеком", "Центртелеком", "Уралсвязьинформ".
Телепрограмма на заказ
Способно ли сегодня IPTV конкурировать с другими типами платного телевидения? Уже сейчас можно сказать, что на начальном этапе развития интернет-телевидению вполне по силам привлечь довольно много зрителей платных телеканалов. Всего за год с небольшим существования IPTV удалось занять заметную долю рынка — около 20% ("Стрим-ТВ" вместе с QWERTY).
Причина столь успешного старта кроется прежде всего в доступности IPTV по сравнению с тем же платным спутниковым вещанием. Например, ежемесячная стоимость пакета из 60 каналов лидера рынка "НТВ-Плюс" сейчас почти в семь раз дороже, чем у того же "Стрим-ТВ", — 550 рублей. Кроме того, чтобы подключиться к спутниковому вещанию "НТВ-Плюс", нужно прилично заплатить за оборудование и его установку (антенна с установкой и телеприставкой будут стоить около 9 тыс. рублей).
Но не только более доступные цены привлекают сейчас зрителей к интернет-телевидению. Безусловно, один из главных козырей такого способа вещания — его интерактивность, возможность быстро управлять тем, что ты смотришь, чего в принципе лишены зрители спутникового или эфирного телевидения.
Сегодня среди услуг IPTV доминирует трансляция эфирных каналов, однако в ближайшем будущем повышенный спрос ожидается не на идущие в эфире телепередачи, а на программы по заказу.
— Мы все выросли на телевидении и любим телевидение. Однако есть большая проблема: у занятых людей нет времени его смотреть, — рассуждает Александр Малис. — Люди приходят с работы, включают телевизор и обычно попадают не на ту программу, которую хотели бы видеть. В данный момент, скажем, идет какой-нибудь сериал, который зрителю не интересен, тогда как важный для него как для болельщика футбольный матч он уже пропустил. Да еще ему хотелось бы увидеть скандальное ток-шоу, которое, к сожалению, уже прошло поздно ночью накануне. Исправить эту ситуацию как раз поможет интернет-телевидение, которое в отличие от эфирного позволяет получать от конкретного человека запрос. Захотел зритель посмотреть любимый футбол или ток-шоу — пожалуйста, нажимай кнопку, и за умеренную плату ты в считанные минуты начнешь смотреть то, что тебе действительно интересно.
Сегодня в услугах интернет-телевидения уже есть такие сервисы, как VoD (video on demand, видео по запросу) и nVoD (почти видео по запросу), а также "Виртуальный кинозал". Во втором случае зритель подключается к трансляции выбранного фильма, просмотр которого начинается в определенное время. Или же можно просто заказать для себя в любое удобное время просмотр кино — у "Стрим-ТВ" и QWERTY такая услуга стоит 30—50 рублей за один фильм.
Новые игроки рынка сейчас расширяют предложение: например, в "Корбина ТВ" есть возможность заказа просмотра отдельной передачи (цена — 8 рублей) и даже короткого видеоанекдота (1 рубль). "В ближайшем будущем мы планируем сделать так, чтобы наш зритель мог купить самый широкий спектр видеопродукции, — говорит Александр Малис. — У нас можно будет заказать просмотр любой видеопрограммы, прошедшей в эфире телеканалов за последние три месяца. Или, например, увидеть модный кинофильм в день его премьеры. Правда, это будет стоить столько же, сколько билет в кинотеатр, — скажем, 250 рублей. Днем позже этот фильм можно будет посмотреть уже за 100 рублей, через три дня — за 50. Словом, у зрителя будет действительно широкий выбор предложений".
Интернет-вещатели планируют использовать в своих программах и рекламу. Однако — не в пример той, что идет в эфирном вещании, — она сумеет вызвать у людей даже положительные эмоции. Реклама будет появляться по следующей схеме: скажем, согласился зритель перед фильмом посмотреть несколько рекламных роликов — за это он смотрит фильм бесплатно. Если же человек наотрез отказывается видеть надоевшую ему рекламу, то он может обойтись без нее, хотя и потеряет возможность сэкономить.
Еще одно перспективное направление развития услуг интернет-телевидения — создание собственного контента. Действительно, в отличие от эфирного вещания у IPTV количество каналов не ограничено, поэтому здесь можно делать каналы, ориентированные на узкий круг зрителей. В "Стрим-ТВ" уже создано пять собственных каналов: "Охота и рыбалка", "Здоровое ТВ", "Усадьба", "Драйв", "Ретро". Специалисты говорят, что вообще в России мало каналов для узких целевых групп, поэтому возможности здесь поистине безграничны. Можно, например, сделать отдельный телеканал для любителей домашних кошек или поклонников футбольного клуба "Спартак".
Впрочем, пока как раз контент — серьезная проблема для большинства интернет-вещателей. "Сегодня именно вопрос, чем заполнить IP-вещание, очень остро стоит перед компаниями в России, которые начинают этот бизнес, — говорит Андрей Володин, генеральный директор компании CTI, крупного российского интегратора, занимающегося предоставлением решений для IPTV. — Многие наши заказчики, получив технические возможности для вещания, потом оказывались в затруднительном положении именно из-за нехватки контента. Сейчас в России, чтобы получить право на трансляцию, скажем, того или иного фильма, требуется достаточно сложная организаторская работа. Нужно вести переговоры со многими правообладателями, а у интернет-вещателей часто на это просто не хватает ресурсов".
Загвоздка — в широкополосном доступе
Впрочем, даже при наличии определенных трудностей у интернет-телевидения в России большое будущее. Об этом свидетельствует развитие подобных услуг в Европе. Там, как и в России, аудитория IPTV в абсолютных величинах не столь велика, однако динамика прироста весьма впечатляющая. Например, по данным компании Gartner, если всего в Западной Европе в прошлом году насчитывалось порядка 6 млн подписчиков IPTV, то по итогам текущего года будет уже 13 млн человек, а в 2010 году аудитория IPTV составит около 50 млн.
Не в последнюю очередь стимулирует развитие интернет-телевидения и единство стандартов. "Еще недавно для рынка IPTV существовала большая проблема: стандартизация технологий. Сейчас стандартизация интенсивно идет, — говорит Светлана Скворцова, старший менеджер по маркетингу и развитию бизнеса компании Ericsson. — Ведущая роль в этом процессе принадлежит международному форуму IPTV. Одна из ключевых организаций в сфере стандартизации для интернет-телевидения — альянс DLNA (Digital Living Network Alliance), который сейчас активно разрабатывает протоколы и универсальную платформу для мультимедийных коммуникаций реального времени".
В России же через три года аудитория интернет-телевидения должна увеличиться более чем в шесть раз — по данным J"son & Partners, в 2010 году она достигнет 980 тыс. человек. Многие при этом указывают на большие перспективы для регионов. "Прежде всего перспективы у интернет-телевидения есть в регионах с традиционно низким проникновением классического телевещания, — говорит Илья Кравченко, руководитель группы развития новых технологий департамента сетей и телекоммуникаций компании "Ай-Теко". — Особенно оно будет востребовано, если пользователь сможет получать его бесплатно, согласившись на некоторый процент рекламы, что сейчас реализуется, например, на Западе".
Однако главным препятствием для завоевания российского рынка интернет-телевидением, безусловно, пока является ограниченность качественного доступа в интернет. "Основная проблема на пути распространения сервиса IPTV — недостаточное пока проникновение широкополосного доступа в интернет в России, особенно в регионах, — констатирует Владислав Карагезов из J"son & Partners. — Развитие сетей широкополосного доступа будет подразумевать и внедрение провайдерами дополнительных услуг для привлечения абонентов, и наиболее интересной здесь выступает как раз услуга IPTV".
По заявлениям специалистов, необходимая скорость подключения к интернету для качественных услуг IPTV — 4, а лучше 8 Мбит/сек. J"son & Partners отмечает, что по итогам 2007 года высокую скорость широкополосного доступа в интернет в России будут иметь всего 9% домохозяйств. Однако уже к 2010 году этот показатель достигнет 32%. Соответственно, и возможности по предоставлению услуг IPTV резко расширятся.