Не верится? Новые возможности можно увидеть и даже лично протестировать, посетив VII Международную выставку-форум "Инфокоммуникации России – XXI". К примеру, премьер-министр Виктор Зубков и глава Министерства информации и связи Леонид Рейман в городе будущего побывали и уверяют, что эти технологии доступны для всех.
Но вернемся ненадолго в реальность. Сегодня общий объем сектора информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) достиг 685,3 млрд рублей, 30 млн россиян постоянно пользуются Интернетом, активных sim-карт в стране больше, чем жителей – 154,6 млн, а темпы роста телефонной плотности в городах и сельской местности по сравнению с прошлым годом удвоились. Правда, компьютеров на сто человек в среднем всего лишь семнадцать, но это ничего, ведь в прошлом году было еще меньше – 16,2. Официальная статистика уверяет, что уровень развития ИКТ растет, и новые разработки все быстрее проникают в повседневную жизнь каждого человека. Не зря же Рейман сказал, что сейчас "страшно вспоминать 1991 год, когда в стране было всего 300 мобильных телефонов", а теперь это уже не "заокеанская диковинка", а, скорее, предмет первой необходимости.
Главный акцент выставки "ИнфоКом" — практическое применение IT-разработок, которые помогают улучшать качество жизни во всех сферах деятельности как для обычных людей, так и для корпораций и государственных структур. И все они обозримом будущем, по идее, должны изменить жизнь к лучшему.
Возьмем, например, связь. Это то, без чего современный человек совершенно не мыслит себя. И речь идет вовсе не о банальном сотовом телефоне. Скорее о необходимости пусть даже не быть, но чувствовать себя включенным в общество — в любом месте, в любой ситуации.
Что предложил "ИнфоКом-2007"? Для "продвинутых пользователей" — связь третьего поколения, проще говоря, возможность совершать "видеозвонки". В отличие от веб-камеры, привязывающей человека к стационарной точке выхода в Интернет, 3G сети, как обычные мобильные, будут устойчиво принимать сигнал в любой точке, входящей в зону покрытия. Что это даст человеку? Возможность свободно общаться, "глядя друг другу в глаза". К тому же собеседники будут воспринимать не только аудио, но и видеоинформацию, а это в определенные моменты может играть решающую роль. Высокоскоростной Интернет и мобильное телевидение станут приятным бонусом для будущих пользователей новой услуги. Коммерческая эксплуатация сети третьего поколения 3G пока начала работать только в Петербурге, где ОАО "Мегафон" в сети 3G внедрило подсистему радиодоступа UTRA, включающую 30 базовых станций. Оборудование для первого фрагмента сети обеспечивает пока лишь зонтичное покрытие центра Петербурга и части Ленинградской области. Эта услуга доступна в зоне действия сети 3G и при наличии мобильного телефона с поддержкой стандарта UMTS у обоих абонентов. Но, по словам генерального директор ОАО "МегаФон" Сергея Солдатенкова, в течение 2008 года связь третьего поколения будет организована в 16-ти субъектах Федерации.
Препятствием внедрения новой услуги стали проблемы с частотами. "Есть проблемы с частотами. Нам необходимо согласовывать с военными и силовыми ведомствами совместимость нашего оборудования. В Москве самая сложная ситуация", — пояснил Солдатенков. Но с какими бы сложностями ни сталкивались сегодня отечественные операторы связи, можно смело констатировать, что процесс внедрения новых услуг связи в России идет так же стремительно, как и за рубежом.
Но кроме новейших разработок в сфере связи, которые кому-то могут показаться излишеством, на выставке были представлены и технологии, рассчитанные действительно на всех. Например, специальные устройства, помогающие детям-инвалидам работать за компьютером и общаться с его помощью, или проект развития в малых населенных пунктах услуг универсальной связи, представленный ФГУП "Почта России". Проект этот предполагает установку терминалов для выхода в Интернет даже там, где нет почтовых отделений, например, в административных или служебных зданиях, в больницах и т.д. Исполняющий обязанности генерального директора "Почты России" Андрей Коновал также сообщил о намерении "расширять сеть терминалов, с помощью которых непосредственно на почте можно будет совершать различные финансовые операции, в том числе получать и оплачивать кредиты". В доказательство удобства подобных услуг на выставке были поставлены терминалы самообслуживания, с помощью которых каждый посетитель в онлайн режиме мог с использованием платежной системы "Киберплат", к примеру, оплатить услуги операторов мобильной связи, интернет-провайдеров, а также спутникового и кабельного телевидения. В специальном киоске можно было осуществить платеж в счет погашения потребительского кредита.
Кстати сказать, "ИнфоКом-2007" не оставил без внимания один из самых больных российских вопросов – систему ЖКХ. Для инфокоммукационных технологий и здесь нашлось применение, более того — высокопоставленные гости форума признали, что политика в этой отрасли требует скорейшего пересмотра и введения в эксплуатацию информационно-аналитических систем (ИАС). Внедрение подобной системы позволит, во-первых, получить полную картину состояния отрасли, начиная с объема и качества, предлагаемых населению услуг и заканчивая информацией о состоянии жилого фонда. Во-вторых, единая информационная система значительно упростит контроль государства за расходованием бюджетных средств. В-третьих, автоматизированная система позволит повысить эффективность работы ЖКХ. В отличие от ИАС домашняя система управления тарифной политикой в ЖКХ при помощи специальных датчиков на коммунальные услуги дает возможность жителям самостоятельно выбирать для себя наиболее оптимальный тариф на коммунальные услуги, а это, в свою очередь, позволяет серьезно экономить.
Теперь перейдем к безопасности и здравоохранению. Если непрерывная связь с окружающим миром дает людям психологическое спокойствие, то эти технологии призваны обеспечить физическую защиту.
Электронная система диагностирования заболеваний при помощи специальных датчиков и терминал электронного способа записи на прием к врачу – это уже не фантастика. Еще пара-тройка лет – и без мучительного ожидания в очередях поликлиник пациент при поднесении своего страхового полиса к датчикам такого терминала сможет выбрать необходимого ему врача, удобное время посещения и тут же получить распечатанный талон на прием к специалисту. Кстати, тогда же и система удаленного консультирования, скорее всего, начнет широко использоваться. А пока что для медучреждений России планируется начать создание сети широкополосного доступа в Интернет в рамках нацпроекта "Здоровье". Это будет способствовать развитию практики телемедицины, с помощью которой в малых больницах местные врачи по телеконференции могут получить консультацию у опытных специалистов. Также этот проект станет очередным шагом на пути реализации стратегии развития информационного общества в стране.
"ИнфоКом-2007" — город будущего. Остается надеяться, что хотя бы часть представленных экспонатов действительно найдет место в реальной жизни. Ведь в России, как известно, в одном экземпляре изобрести и изготовить могут все что угодно, а вот запустить массовое производство и внедрить изобретения в жизнь получается почему-то крайне редко.