Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Третий старт третьего поколения. Кого "порвет" "Укртелеком" на рынке мобильной связи?


06.11.2007

Третий старт третьего поколения. Кого "порвет" "Укртелеком" на рынке мобильной связи?

Украинский телекоммуникационный рынок семимильными шагами движется в эпоху связи третьего поколения. Это происходит на пять-семь лет позже, чем в Европе, и даже на два года позже, чем в Таджикистане, однако почти в ногу с Россией. Если старт первой в РФ коммерческой UMTS-сети "Мегафона" в Петербурге состоялся 2 октября, то первая украинская сеть в этом стандарте, от компании "Укртелеком", была запущена 1 ноября.

В России, правда, уже четыре года действует сеть CDMA-2000 1х EV-DO компании "Скайлинк"; две сети в этом стандарте в 2007 году запустились и в Украине — от компаний "Телесистемы Украины" (ТМ PEOPLEnet) и "МТС" (ТМ "МТС Connect").

Однако 3G – это не только новые стандарты мобильной связи, для использования которых нужно покупать новые "трубки". Это другая философия телекоммуникационного бизнеса – продажа не соединений с другими абонентами, а услуг, предоставляемых с помощью высокоскоростного доступа к сети. К сожалению, большинство украинских операторов высокоскоростного беспроводного доступа не имеют четкой стратегии развития бизнеса по продаже услуг. И позиционируют себя фактически как интернет-провайдеры, отличающиеся от своих традиционных коллег лишь мобильностью абонентов.

Это обрекает компании на низкую норму прибыли, остающуюся на участке "последней мили". Низкую — потому что конкуренция в сравнительно небольшом сегменте много платящих абонентов, нуждающихся в скоростном мобильном Интернете, уже и так довольно высока. А ожидающийся приход на этот рынок еще как минимум трех игроков (UMTS-лицензии намерены получить все крупные мобильные операторы) еще больше сыграет на понижение цен. Поэтому коммерческий успех собственно 3G-сетей, в отрыве от всего остального бизнеса операторов, представляется сомнительным.

Одиннадцать друзей абонента

"Укртелеком" стал 11-м игроком украинского рынка сотовой связи (не мудрствуя над формулировками лицензий, отнесем к нему всех операторов, дающих абоненту возможность пользоваться мобильным телефоном, в т.ч. CDMA- и TDMA-компании, формально предоставляющие услуги фиксированной связи). И третьей компанией, предлагающей услуги мобильного доступа в сеть на мегабитной скорости. Тарифы "Укртелекома", предложенные абонентам, наводят на ряд размышлений относительно его будущего рыночного позиционирования.

Видеозвонок — визитная карточка 3G. "Укртелеком" стал первой компанией, которая продемонстрировала коммерческий видеозвонок с мобильного на мобильный. И сделано это было в стандарте UMTS/HSPA. Несмотря на то, что оборудование более "продвинутого" стандарта CDMA2000 1x EV-DO Rev.A, используемого "Телесистемами" и "МТС", тоже позволяет совершать видеозвонки, ни одна из этих компаний не завезла в страну мобильных терминалов, поддерживающих эту услугу. Впрочем, о "терминальной проблеме" ниже.

Так вот, стоимость минуты видеозвонка в сети "Укртелекома" такая же, как и у обычного голосового внутрисетевого вызова — 25—35 коп., в зависимости от тарифного плана. Нужно, правда, учесть, что де-факто видеозвонки в сети "Укртелекома" могут быть только внутрисетевыми. В Украине никто эту услугу еще не поддерживает, а международные межоператорские соединения чаще всего организуются по VoIP-каналам, не обеспечивающим качественной передачи видеопотока. Поскольку спрос на эту услугу будет небольшой, то и тариф на нее "завлекательный". В европейских 3G-сетях тарифы на видеозвонки обычно в полтора-два раза выше, чем на голосовые вызовы.

А вот тот факт, что звонки на номера фиксированных сетей как "Укртелекома", так и других опе­раторов, тарифицируются как внутрисетевые, позволит заметно экономить на звонках "мобильный-фиксированный". Кроме того, экономить на переговорах такого класса позволит и льготный тариф "фик­сированный-мобильный"

(60 коп./мин). Доволь­но низка стоимость переадресации с прямого номера на мобильный (40 коп./мин). Для сравнения: у мобильных операторов стоимость переадресации с прямого номера составляет

1,2 грн./мин, а у "Голден Телекома" в ряде тарифных планов переадресация бесплатна. Еще один штрих – довольно высокие абонплаты в тарифных планах "Укртелекома" — от 75 до 500 гривен.

Тарифная модель, взятая "Укртелекомом" для своего мобильного проекта, похожа на принятые в европейских странах, у тех же Vodafone и O2. Обычно там предлагают абонентам линейку тарифных планов с абонплатой от 10 до 150 евро и с количеством включенных минут от 30 до 5000. Стоимость минуты тем меньше, чем больше денег согласен платить абонент. Та­кие тарифные планы напрямую сти­мулируют ARPU — среднемесячный доход на одного абонента.

Итак, с одной стороны, судя по абонплатам, "Укртелеком" ориентируется на много говорящих и много платящих абонентов. А значит, его предложения вряд ли найдут широкий спрос среди 10 млн. мало платящих владельцев домашних телефонов. С другой стороны, неплохие тарифы на звонки между фиксированными и мобильными сетями будут востребованы на гораздо более узком (немногим более миллиона абонентов) рынке корпоративной связи. Именно на него, похоже, и "нацелился" "Укртелеком".

Конкуренция в этом сегменте чрезвычайно жестка. Договоры о крупных корпоративных подключениях заключаются на личных контактах очень высокого уровня. Однако шансы "пощипать" корпоративную абонентскую базу "МТС" и "Киевстара" у госоператора есть.

И, несомненно, один из главных "резервов верховного главнокомандования" — госструктуры, пользующиеся ныне корпоративными подключениями тех же "МТС" и "Киевстара". Кабмину даже не нужно обязывать их пользоваться услугами только мобильных операторов с государственной долей собственности — это было бы слишком грубо. Правительство может легким движением пера просто обязать все бюджетные учреждения провести новые тендеры на оказание услуг мобильной связи — просто затем, чтобы "завести" в состав претендентов "Укртелеком". Нужно отметить, что конкурентные преимущества компании в этих тендерах таки будут.

"Чешская модель" в степях Украины

Двумя неделями ранее скоростной мобильный доступ в Интернет предложила абонентам компания "МТС". В настоящий момент она предоставляет услуги в стандарте CDMA2000 1x EV-DO Rev.A в диапазоне 450 МГц, ранее использовавшемся "УМС" для аналоговой мобильной связи NMT. Оператор не предоставляет голосовых услуг в этом стандарте, несмотря на то, что имеет на это лицензию.

Потенциальная абонентская база компании — владельцы ноутбуков, перемещающиеся внутри крупных городов; например, работающие попеременно в офисе и дома. Сеть CDMA пока доступна в Киеве и Харькове; планируется развернуть покрытие "в крупных городах".

"МТС" сделала ставку на так называемые "коробочные решения" и предлагает абонентам наборы в виде модема и ПО к компьютеру. Настройка соединения занимает считанные минуты. Абонентов также должна соблазнить возможность оплачивать единый счет за услуги мобильной связи и мобильного интернета.

Модель, в которой услуги мобильной голосовой связи предоставляются в стандарте GSM, а сервисы скоростной передачи данных – с помощью более эффективной технологии CDMA EV-DO (в освободившемся после "отмирания" NMT диапазоне 450 МГц), называется "чешской", в честь оператора "Евротел" из этой страны, который ее впервые применил. Ею пользуются полтора десятка операторов как в Восточной, так и в Западной Европе — пока это единственный способ проникновения технологии CDMA EV-DO в регион, где родился и вырос GSM. За исключением румынского операторa Telemobil (ТМ ZAPP) — единственного в ЕС использующего CDMA для голосовых услуг.

"Чешская модель" предполагает наличие у абонента двух терминалов – для голосовой связи и для передачи данных. Это не слишком большое неудобство: интернетом все равно удобнее пользоваться с помощью ноутбука, чем телефона…

Несмотря на большой радиус действия базовых станций в диапазоне 450 МГц, "МТС" планирует предоставлять услуги высокоскоростной передачи данных только в городах. Аналогичной стратегии придерживаются и "Телесистемы", и "Укртелеком". Логично: именно в городах сосредоточена их потенциальная клиентская база. Однако потребность в таких услугах имеется и на остальных "бескрайних просторах" — у исследовательских групп, силовых структур, коммивояжеров, денежных путешественников. Да и просто для обеспечения скоростным интернетом регионов, куда нескоро дойдет кабельная инфраструктура.

"Укртелекомовский" UMTS туда точно не дойдет из-за малого радиу­са действия базовых станций, а вот надежда, что рано или поздно CDMAщики обратят внимание на эту аудиторию, остается. Тем более что на "просторах" не нужна большая емкость сети, а значит, базовые станции можно ставить на пределе дальности.

Меряемся мегабайтами

Другой сравнительно небольшой сегмент абонентской базы, где "Укртелеком" вступит в конкуренцию с двумя другими игроками рынка 3G-связи, — абоненты, которым необходим мобильный скоростной доступ в Интернет.

Потребительские параметры сетей "Телесистем", "МТС" и "Утела" примерно одинаковы. Скорость передачи данных у последних двух компаний – до 3,6 Мбит/с, что соответствует спепцификациям Rev.A и HSPA соответственно. "Телесистемы" только в начале октября заключили контракт с Nortel на поставку оборудования для Rev.A и еще не презентовали услуги с использованием этой технологии. Пока скорость передачи данных в сети компании ограничена 2,4 Мбит/с.

Следует отметить, что речь идет о предельной для данных технологий скорости передачи данных. В "боевых" условиях канальная емкость сектора базовой станции делится между всеми абонентами, которые в нем "законнектились". Несмотря на то что алгоритмы разделения емкости в обоих стандартах достаточно совершенны, реальная скорость для конечного абонента существенно падает – до нескольких сот килобит в секунду. С этим явлением хорошо знакомы абоненты "Телесистем" и уже столкнулись пользователи услуги "МТС Коннект". В последнем случае сравнительно низкий диапазон, в котором работает компания, обеспечивает преимущество в дальности связи и проникающей способности, однако ценой более низкой канальной емкости.

Отвечая на вопрос о том, как поведет себя сеть "Укртелекома" в условиях сильной нагрузки, председатель правления "Укртелекома" Георгий Дзекон сообщил, что компания разработала предельные нормативы для скорости передачи данных, ниже которых она не должна опускаться. Они составляют… 128 кбит/с на прием, и 64 кбит/с на передачу. То есть сравнимы с таковыми для обычного GPRS. На практике это значит, что если скорость коннекта не опускается ниже этих значений, то жалобу абонента на "тормозной интернет" в компании не примут.

Что касается тарифов, то все три компании предлагают соизмеримую стоимость мегабайта. У "Телесистем" — от 4 коп. за мегабайт при абонплате 400 грн. до 10 коп. за мегабайт при абонплате 25 грн. У "МТС" — от 4 коп. за Мб при абонплате 200 грн. до 10 коп. при абонплате 50 грн. У "Укртелекома" — от 2 коп. при абонплате 300 грн. до 7 коп. при абонплате 70 грн., или до 70 коп. без абонплаты. Это всего в три-пять раз выше, чем тарифы кабельных операторов широкополосного доступа.

Трафика в несколько гигабайт в месяц вполне достаточно для любых рабочих потребностей: активного серфинга и блоггинга, коммуникаций, работы с электронной почтой с передачей объемных документов. Конечно, активная закачка мультимедийного контента через мобильный Интернет обойдется дороже, однако своя аудитория найдется и на эти услуги.

zn.ua