Этой весной Виктор Кореш перебрался в Москву, но Петербург не выпал из сферы его интересов. Он будет руководить региональной экспансией "Комстар-ОТС". В Петербурге этот оператор потерял два года в попытках увеличить пакет в 45% акций "Метрокома" до контрольного. В прошлом году он избавился от этого актива и решил строить здесь собственную сеть. О том, как это будет происходить, Кореш рассказал в интервью "Ведомостям".
— Не опоздал ли "Комстар" с выходом в Петербург? Ведь контроль в "Метрокоме" дал бы вам сразу 10% местного рынка.
— Бизнесом заниматься никогда не поздно, если вы знаете, что делать. Мне сложно оценить те планы и эффективность деятельности предыдущей команды "Комстара", но сегодня у нас есть стратегическая цель — стать оператором фиксированной связи в федеральном масштабе, реализовать программу регионального развития.
— На каком этапе выхода на петербургский рынок находится "Комстар"?
— По сути, мы только два месяца назад начали полноценное продвижение на рынок Санкт-Петербурга. Приняты основные административные решения. Но самое главное, что мы уже приступили к активному строительству сети и даже подписали контракты с несколькими новыми клиентами.
— Когда официально запустите сеть?
— В качестве инфраструктурной основы для развития в регионе используется сеть "Астелит" — компании, которую мы приобрели в 2006 г. Ее и будем расширять. Первые результаты этой работы сможем наблюдать к концу 2007 г. Наша цель к этому времени — завершить интеграцию "Астелит" в структуру филиала. Активное строительство узлов доступа сети нового поколения — задача следующего года. По итогам планируем выйти за пределы Центрального и Адмиралтейского районов, где сейчас работаем, и, по скромным прогнозам, охватить собственными кабельными сетями 50% административных районов города. Прокладка оптики в городе затруднена обилием подводных переходов и покрыть весь город за год будет затруднительно, но в партнерстве с другими операторами города к 2009 г. сможем работать на 80% территории Санкт-Петербурга.
— Не планируете ли вы выходить в регионы?
— Мы рассматриваем программу экспансии в регионы Северо-Запада, но, чтобы выходить туда, нужно иметь полноценное и эффективное ядро бизнеса в центре региона.
— Каких инвестиций это потребует?
— На строительство сети и возможную покупку компаний будут потрачены десятки миллионов долларов. Точную сумму, к сожалению, назвать не могу в силу публичного статуса компании.
— Какому пути развития будете отдавать предпочтение в Петербурге — строительству сети или приобретению компаний?
— Мы начали собственное строительство. Хотя рассматриваем и несколько сделок по приобретению компаний. Надеюсь, что об их завершении можно будет объявить уже в начале следующего года.
— Какие компании вам потенциально интересны для поглощения на петербургском рынке?
— Я, разумеется, не могу назвать их до завершения переговоров. Скажу лишь, что это несколько операторов, оказывающих услуги корпоративным клиентам. В них нас устраивает состояние инфраструктуры, структура и объем абонентской базы.
— А домовые сети?
— Домовые сети для нас не представляют особого интереса. Они используют, как правило, примитивные технические средства, работают по не совсем легальным схемам — например, предлагают обмен музыкой и кино без учета интереса правообладателей, у них большой объем работ с наличностью и далеко не всегда белая бухгалтерия. Такие компании создавались "на коленке", а сегодня их кто-то хочет купить, и они сильно завышают цены.
— Насколько завышены цены на эти компании?
— При клиентском ARPU $8-9 предлагают покупателям от $300 и выше за клиента.
— Но ведь это уже готовые клиенты.
— У домовых сетей не такое прочное положение на рынке и не такие лояльные клиенты, как может показаться. Если крупные операторы, например "Северо-Западный телеком", начнут снижать цены, абоненты домовых сетей начнут переходить к ним. Ведь в ценовой войне домовые сети не конкуренты гигантам. К тому же клиенты-физлица нам не так интересны, как корпоративные клиенты.
— Почему?
— Бизнес-клиенты являются основой клиентской базы "Комстар-ОТС". Они требуют больших единовременных инвестиций (в пересчете на клиента), чем физические лица. Но эти затраты окупаются в более короткие сроки. Сейчас мы не можем предоставить услуги массового спроса, так как для этого у нас нет необходимого технологического ресурса, но избирательную работу с физическими лицами мы проводить будем.
— Летом вы говорили, что к 2010 г. планируете занять 7-8% петербургского рынка телекоммуникационных услуг. Как собираетесь привлекать бизнес-клиентов? "Петерстар", Golden Telecom и "Метроком" контролируют больше 50% рынка. Что вы планируете им противопоставить?
— Не считаю, что рынок телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов уже поделен. Растет средний и мелкий бизнес. Появляются новые услуги. Так, объем услуг традиционной телефонии растет примерно на 5-7% в год, а рынок телематических услуг (доступ в интернет, передача данных, хостинг и т. д.) — более чем на 30%. Поэтому всегда есть место для новых компаний.
— Цены "Комстара" в Петербурге останутся среднерыночными или будете их снижать?
— Мы не стремимся выводить на рынок услуги по демпинговым ценам, но вполне возможно, что тарифы на некоторые услуги будут ниже среднерыночных.
— Насколько ниже?
— Спрос будет определять, снижать или не снижать цену услуги. Мы не первые и не последние, кто использовал и использует более низкие цены для успешного продвижения своих услуг и привлечения новых клиентов.
— На основе каких технологий вы будете строить сеть в Петербурге?
— Существует очень много различных технических решений для подключения клиента, но основной упор мы будем делать на передачу данных на основе пакетной коммутации (IP-технологии). Наиболее востребованные сейчас услуги — телефон, интернет, IP-TV.