Сибирский рынок хостинговых услуг сегодня на подъеме. В то же время большинство местных компаний, размещая свой сайт, предпочитают площадки столичных, а зачастую, и иностранных операторов. Однако крупнейшие сибирские хостеры в данный момент пытаются постепенно исправить эту ситуацию, предлагая своим клиентам привлекательные и уникальные сопутствующие сервисы.
Потенциальные клиенты любого бизнеса сегодня в первую очередь используют сеть Интернет для поиска нужного поставщика продукции или услуг. Именно поэтому сегодня трудно представить себе компанию, которая не имела бы собственного Интернет-сайта или хотя бы одной странички, которая выполняла бы роль ее "визитки" в Интернете. Этот фактор и является основной движущей силой для роста рынка размещения сайтов — хостинга. "Темпы роста высокие, услуги хостинга становятся более востребованы — малый бизнес обратил внимание на Интернет", — утверждает генеральный директор "РТКомм-Сибирь" Александр Иванов.
Весь российский рынок хостинга аналитики оценивают в $40–50 млн в год. Сибирский рынок хостинговых услуг чрезвычайно затруднительно измерить в деньгах, можно только косвенно оценить его по количеству площадок, разворачиваемых операторами. Тем не менее известно, что подавляющая часть российского рынка приходится на европейскую часть страны, в частности, на Москву. Большинство своих Интернет-сайтов российские компании размещают именно там. Генеральный директор интернет-маркетинговой компании "Номер Один", менеджер интернет-проектов рекламной группы "Мелехов и Филюрин" (занимающейся в том числе и веб-дизайном) Алексей Радкевич объясняет это тем, что сибирские хостеры на сегодняшний день, как правило, не способны обеспечить уровень сервисного обслуживания, сравнимый с условиями на столичных площадках. "Мы рекомендуем своим заказчикам размещать сайты на таких московских и зарубежных площадках, как Masterhost, Arbatek или Kweb, поскольку сегодня местные хостеры не могут гарантировать нам и нашим заказчикам соблюдения ряда критичных условий, в первую очередь касающихся сервисного обслуживания", — утверждает Алексей Радкевич.
В защиту местных хостеров необходимо сказать, что это очень сложный, а главное — капиталоемкий бизнес для оператора. Ему необходимо располагать собственным центром хранения и обработки данных (DATA-центром), который представляет собой специально подготовленное помещение, в котором внедрены катастрофоустойчивые системы, имеется широкополосное подключение к сети Интернет и достаточное количество современного оборудования. Помимо этого, основная специфика хостинга в том, что оператору просто жизненно необходимо обеспечивать непрерывное обслуживание своих клиентов, поскольку перебои с работой их сайтов зачастую выражаются в реальных потерях прибыли. Считается, что для выхода на этот рынок сегодня необходимо не менее $100 тыс.
Крупнейшие игроки хостинг-рынка в Новосибирске — "РТКомм-Сибирь" (дочерняя компания национального оператора ОАО "РТКомм.РУ") и "Ринет" (дочерняя компания ОАО "Сибирьтелеком"). Эти компании владеют собственными DATA-центрами должного уровня и уже много лет оказывают эти услуги. Также на этом рынке заметны такие компании, как "Новотелеком" и "Рисс-телеком", недавно купленный бельгийским оператором Effortel (об этом "КС" писал в N 32 от 17 августа 2007 года).
Местные операторы отмечают, что клиенты становятся все более требовательными к услугам хостеров. "Представители малого бизнеса, как правило, не имеющие в штате своих компаний технических специалистов, хотят в то же время получить законченное решение — сайт, электронную почту для всех сотрудников, хостинг, домен второго уровня, качественную техподдержку", — рассказывает Александр Иванов.
Таким образом, местные хостеры сейчас стремятся сформировать комплексные предложения специально для малых и средних предприятий, позволяющие быстро, дешево и без особых трудовых затрат создать и разместить свой сайт в Интернете.
Алексей Радкевич тем временем уверен, что и этого недостаточно. "Если местные хостеры не будут создавать инструментов, позволяющих владельцам сайтов привлекать на них пользователей, серьезных позиций они занять не смогут", — считает он. Именно поэтому, по информации "КС", некоторые из местных хостеров в данный момент уже ведут переговоры с сибирскими операторами связи о том, чтобы трафик абонентов этих операторов не тарифицировался при посещении размещенных у хостера сайтов.
Другой важной тенденцией, которая чаще всего прослеживается в сегменте хостинга средних и крупных интернет-сайтов, является постепенное переключение спроса заказчиков с виртуального хостинга, когда арендуется необходимый для сайта объем серверных ресурсов в DATA-центре оператора, на физические сервера (co-location). Заказчику в этом случае выгодно отдать свой собственный сервер на обслуживание и поддержку профессионалам — оператору DATA-центра. Оператор же при этом экономит на покупке новых серверных ресурсов.
Таким образом, эксперты прогнозируют, что пользователи в самом ближайшем времени перестанут покупать просто хостинг. Вместо этого они будут отдавать предпочтение готовым решениям, позволяющим закрыть потребности в информировании, сбыте своих услуг и т. п.