В то время как два крупнейших оператора интернет-доступа "Комстар" и Golden Telecom ведут активную экспансию в регионах, небольшие московские операторы не спешат выходить за пределы столицы. У них нет необходимых средств для строительства сети федерального масштаба, но они считают, что в Москве, несмотря на высокий уровень конкуренции, можно находить новых абонентов, если проявлять достаточно гибкости. Аналитики говорят, что у мелких игроков осталось немного времени, скоро лидеры рынка тоже заинтересуются нишевыми сегментами в Москве.
В прошлую пятницу оператор телефонии и интернет-доступа "Караван" отчитался о результатах своей деятельности и рассказал о планах на среднесрочную перспективу. Сейчас у "Каравана" порядка 12 тыс. абонентов, каждый из которых платит в среднем около 76 долл. в месяц. По итогам 2007 года провайдер рассчитывает получить около 10—11 млн долл. выручки, а в следующем году увеличить ее объем до 16,5 млн долл. за счет роста среднего счета на одного абонента (ARPU) до 92 долл. и увеличения числа абонентов до 15 тыс. Протяженность опорной сети "Каравана" к концу текущего года превысит 800 км, в следующем, инвестировав 6 млн долл., компания хочет построить еще 300 км сети и дата-центр площадью 1 тыс. кв. м.
В отличие от крупных игроков рынка "Караван" не хочет выходить за пределы Московской области. "За МКАД сосредоточены единицы процентов нашего бизнеса, а основная масса клиентов собрана в пределах Садового конца, — рассказывает глава "Каравана" Станислав Другалев. — Хотя московский рынок уже насыщен, и здесь работает около тысячи операторов, но для нашего развития тут еще очень много места — мы ориентируемся на малый и средний бизнес, с которым в силу своей неповоротливости не работают крупные холдинги".
Отраслевые аналитики считают такой план разумным. "Любая стратегия рассчитывается на основе тех ресурсов, которыми обладает компания. Если у "Каравана" нет лишних денег для инвестиций в регионах, то вкладывать в Москву — правильно и выгодно. Здесь еще слабо удовлетворены потребности малого бизнеса в конвергентных услугах, VPN-сетях", — считает старший аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Впрочем, она говорит, что за три года и этот сегмент рынка насытится, и крупные игроки могут начать выдавливать более мелких. "В таких условиях компаниям средней руки выгоднее продаваться", — считает г-жа Толмачева.
Другие игроки с бизнесом сопоставимого с "Караваном" масштаба уверены, что за регионами будущее, и потому торопятся застолбить себе место на новых рынках. "Сейчас крупные операторы снимают сливки, а потом начнут собирать абонентов, которые сначала казались не очень интересными. Поэтому небольшим операторам стоит идти широким фронтом — укреплять позиции в регионах присутствия и выходить в новые", — считает генеральный директор WestCall Михаил Решетов.
"Планы "Комкора" невозможно рассматривать отдельно от планов нашей управляющей компании "Ренова-Медиа", которая планирует активное развитие бизнеса в Петербурге, Екатеринбурге и Минске. Но пока мы позиционируем себя как оператора Москвы и Московской области, — рассказывает директор по маркетингу "Комкора" Вадим Ваньков. — Но и за МКАД есть жизнь, и, более того, региональный рынок показывает едва ли не самые высокие темпы роста". По словам руководителя группы маркетинговых коммуникаций "Старт Телеком" Светланы Берегулиной, в регионы нельзя выйти без собственной инфраструктуры и инвестиций в нее. "В октябре мы ввели в эксплуатацию свою магистральную сеть в Приволжском федеральном округе и в ближайшие два года будем развивать свой бизнес здесь и в Центральной России, где у нас также есть сеть", — рассказывает она.