Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кто отбирает долю рынка у крупнейшего столичного провайдера быстрого Интернета


03.12.2007

Кто отбирает долю рынка у крупнейшего столичного провайдера быстрого Интернета

Быстрый, он же широкополосный, доступ в Интернет давно уже стал для многих столичных жителей такой же привычной вещью, как телефон или телевизор. Более трех лет бессменным лидером на этом рынке остается компания "Комстар-Директ", работающая под маркой "Стрим". На нее приходится около трети всех подключений в Москве. Однако позиции "Стрима" отнюдь не прочны: за последние полтора года провайдер потерял, по разным оценкам, от 6 до 10% своей рыночной доли. Почему уходит народная любовь?

На первый взгляд "Комстар-Директ" подвела выбранная технология доступа — доступная и дешевая, но ограниченная по скорости. "Стрим" использует ADSL, подключая абонентов через обычные телефонные линии. Плюс в том, что не надо тянуть дополнительных кабелей. Минус — информация грузится не быстрее 6 Мбит/сек. К примеру, реклама конкурирующей "Корбины Телеком", которая за год с небольшим развернула в Москве свою оптоволоконную сеть, обещает абонентам куда большую скорость — 100 Мбит/сек. И это работает: с начала 2006 г. "Корбина" подключила более 240 000 абонентов. Но только ли в технологиях дело? 78% абонентов "Корбины" подключены на безлимитные тарифы, которые тоже имеют ограничения по скорости. Лишь 10-15% из них наслаждаются скоростью 8-10 Мбит/сек., недоступной "Стриму". А обещанной астрономической скоростью 100 Мбит/сек. пользуются только оставшиеся 22% клиентов "Корбины". Сергей Приданцев, президент "Комстар-ОТС" — материнской компании "Комстар-Директ", уверен, что все дело лишь в том, что раньше услуги "Стрима" недостаточно хорошо продавали.

Не один в поле

Компания "МТУ-Интел", позже переименованная в "Комстар-Директ", запустила семейство тарифов "Стрим" в 2004 г. как дешевый вариант услуг, предоставлявшихся под брендом "Точка Ру". У "МТУ-Интел" был эксклюзивный договор с другой "дочкой" АФК "Система" — Московской городской телефонной сетью (МГТС), владеющей всеми медными телефонными линиями в Москве. Получив доступ к почти четырехмиллионной армии абонентов МГТС, "МТУ-Интел" стала монополистом сегмента ADSL-подключений. Альтернативой "Стриму" долгое время были разве что домовые Ethernet-сети, но они действовали в рамках своих районов и не могли подключать абонентов по всей Москве. К тому же "Стрим" предложил более чем привлекательный безлимит по $20, что было в среднем вдвое дешевле, чем у "домушников".

К концу 2005 г. у "Стрима" была уже четверть миллиона абонентов. Именно тогда, по оценке аналитиков J-son & Partners, провайдер достиг пика своей рыночной доли — 38,6%. А потом вдруг начал снижать темп подключений. Летом 2007 г., по данным J-son & Partners, услугами "Стрима" пользовалось лишь 27% абонентов широкополосного доступа. Исследователи из iKS-Consulting дают более оптимистичную оценку — 31% абонентов, но и они согласны, что "Стрим" теряет позиции. В III квартале, по их данным, доля провайдера снизилась еще немного — до 30%. Аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов объясняет происходящее тем, что к 2006 г. свои позиции восстановили домовые сети: они снизили цены, расширили географию присутствия. Активизировались и другие провайдеры — "Комкор-ТВ" (торговая марка "Акадо") и "Центральный телеграф" (Qwerty). И конечно же, "Корбина Телеком".

МГТС в помощь

Впрочем, поначалу в то, что на рынке широкополосного доступа сможет преуспеть совершенно новый игрок — "Корбина", мало кто верил. Невозможно протянуть оптоволокно по всей Москве за год, уверяли конкуренты. Оказалось, можно — если тянуть его не по земле, а по воздуху. Вместо того чтобы месяцами выбивать у властей разрешение на использование городских подземных коммуникаций, "Корбина" протянула свою сеть между крышами многоэтажек. Благодаря быстрой экспансии она довела свою долю на московском рынке до 16%.

Но ей все равно не удалось бы так преуспеть, считает Приданцев, если бы "Стрим" вел себя агрессивнее. "Провайдер почивал на лаврах монополиста, — сетует он. — На продажи обращали мало внимания, не координировали свои действия с другими компаниями "Системы", а конкуренты в это время обзванивали квартиры и клеили объявления на подъездах".

Поднимать продажи интернет-услуг Приданцев намерен с помощью МГТС, также входящей в "Комстар-ОТС". То, что раньше "Стрим" не использовал огромные дистрибуторские возможности московского оператора, он называет "колоссальной ошибкой". В конце октября МГТС начала продавать интернет-услуги под собственным брендом. Она предлагает подключение по более низкой цене, чем "Стрим" (от 97 руб. в месяц), но и с более низкой скоростью . "Это такой народный Интернет", — говорит Приданцев. Новые услуги МГТС рекламируют телефонные мастера, посещающие московские квартиры для ремонта или профилактики. Сегодня они уже получают по 2000 заявок на подключение в сутки. С этого стола перепадает и самому "Стриму". Требовательным клиентам мастера готовы предложить подключение и побыстрее.

Спасение лица

Более тесное партнерство с МГТС решит для "Стрима" еще одну проблему. Падение популярности этого провайдера, полагает Анкилов из iKS-Consulting, во многом связано с тем, что компания не смогла переварить тот огромный поток пользователей, который хлынул к ней после введения дешевых безлимитных тарифов. С этим соглашается Григорий Новицкий, который руководил "МТУ-Интел" с середины 2005 г. до осени 2006 г. "В 2005 г. на этом рынке было легко работать, он очень быстро рос, — вспоминает он. — Но чем дальше, тем больше внимания нужно было уделять сервису. А компания очень неохотно перестраивалась".

Порой сроки ожидания подключения растягивались на недели. До провайдера невозможно дозвониться, у него часто возникают технические проблемы, жаловались пользователи. И хотя сервис у "Стрима", по заверениям Приданцева, значительно улучшился, осадок в душах потребителей остался. Как показывает сентябрьское исследование "ГфК-Русь", марка "Стрим" знакома 96% москвичей. Но при этом 16% опрошенных заявили, что не хотят подключаться к "Стриму". Столько негативных эмоций не вызывает ни один столичный провайдер. МГТС в этом смысле хороший способ начать жизнь с чистого листа. И бренд известный, и отторжения не вызывает. Индекс доверия к нему, по данным той же "ГфК-Русь", составляет 76%.

Скорость плюс

И все же, считает аналитик "Тройки Диалог" Андрей Богданов, одна из главных причин падения доли "Стрима" — в том, что компания прозевала более прогрессивную технологию передачи данных по оптоволокну. Кроме низкой пропускной способности ADSL страдает таким недостатком, как асинхронность: скорость передачи данных от провайдера к абоненту в несколько раз выше, чем от абонента к провайдеру. А ведь все больше пользователей делятся друг с другом файлами, размещают фото и видео в публичном доступе.

Недавно Приданцев обнародовал программу модернизации сетей "Стрима". Сейчас телефонные станции МГТС соединены медными кабелями с 11 000 распределительных шкафов, от которых идут медные линии к домам. "Комстар" намерен потратить в 2008-2009 гг. около $100 млн на то, чтобы заменить медные кабели от станций до шкафов на оптоволокно. Это позволит "Стриму" продавать услуги интернет-доступа на скорости 20-25 Мбит/сек.

Новое оборудование поможет "Стриму" предложить абонентам услуги телевещания высокой четкости (HDTV). Цифровое телевидение стандартного разрешения в пакете с Интернетом уже давно не новость — помимо "Стрима" им занимаются и "Корбина", и Qwerty, и "Акадо". Переход на HDTV поможет не только усилить позиции "Стрима", но и стабилизировать доходы. За последний квартал показатель среднего дохода с линии (ARPL, average revenue per line) упал у "Комстар-Директ" на 10%, до $18,1. Из-за увеличения маркетинговых расходов, кстати, пострадала и рентабельность провайдера — OIBDA снизилась на 20%, до $7,2 млн.

Аналитик J-son & Partners Григорий Бецков не слишком высоко оценивает шансы "Стрима" вернуться к прежним показателям. Он указывает на еще один недостаток "Стрима" — отсутствие "файловых помоек". В любой домовой сети найдутся локальные серверы, где хранится огромное количество различного контента — фильмов, музыки, игр, которые можно качать совершенно бесплатно. Как правило, 90% такого контента имеет пиратское происхождение, но наших пользователей это не особо волнует. Ни модернизация, ни более тесное партнерство с МГТС, считает Богданов, не помогут — "Стрим" и дальше будет терять долю московского рынка. Через пару лет "Комстар" может рассчитывать лишь на 10% подключений. Аналитик "Уралсиба" Константин Чернышев, впрочем, с коллегой не согласен. Он уверен, что все беды "Стрима" были связаны с плохим управлением, а поэтому вполне разрешаемы.

Для Приданцева проект "Стрим" имеет принципиальное значение. На "Комстар-Директ" приходится около 11% оборота всей "Комстар-ОТС". При этом общая выручка группы за последний квартал упала на 2%, а доходы от интернет-услуг хоть немного, но выросли (на 1%, до $38,9 млн). Приданцев уверен, что новая стратегия позволит "Комстару" к 2011 г. получить 50% московского рынка. Она уже работает: за полтора последних месяца МГТС и "Комстар-Директ" подключили около 100 000 пользователей. Это на порядок больше, чем "Стрим" подключал в прошлом году. С такими темпами заявленный план — 650 000 пользователей к концу года — кажется выполнимым. Только сможет ли в этот раз "Стрим" переварить новую волну абонентов, не навлекая на свою голову проклятий за резко ухудшившийся сервис?

http://www.smoney.ru/