Нет - дискриминации
К концу 2007 года проникновение сотовой связи в России превысило 100 процентов. Рынок сотовой связи в России достиг состояния насыщения, но добиться роста показателя ARPU (среднего ежемесячного дохода с одного абонента) компаниям-операторам пока не удается. Самый высокий показатель ARPU в мире у кувейтского оператора Zain (71 доллар), а самый низкий - 2,83 доллара - у подразделения компании Hutchison в Шри-Ланке, немногим больше - у украинского оператора Astelit (3 доллара). Российские операторы "большой тройки" получают каждый месяц с абонента по 10-15 долларов. Есть еще нереализованные возможности мультимедийных сервисов triple play. Однако на этом поле сотовые операторы столкнутся с возрастающей конкуренцией со стороны фиксированной связи.
Рост сферы традиционной телефонии в 2007-м и 2006 году обеспечивался специальными воздействиями: принцип "платит звонящий" и линейка тарифных планов. В отсутствие таких стимулов пойдет ускоренное снижение темпов роста традиционной телефонии. Более того, Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) объявила о том, что цены на местную связь в 2008 году повышаться не будут, а параметры безлимитного тарифа для восьми операторов с 1 января снижены. По расчетам ФСТ России, тарифы на услуги местной связи доведены до уровня экономически обоснованных, значит, пришла пора отменить компенсационную надбавку - ее получали операторы местной связи после того, как в результате реформы отрасли в 2006 году перестали оказывать самые доходные услуги междугородной и международной связи.
Традиционные телефонные операторы будут развивать успех услуг доступа в Интернет по линиям ADSL. Все МРК "Связьинвеста" быстро набрали таким образом более 1,36 миллиона абонентов, показав рост за год на 230 процентов! Только за два месяца предоставления в Москве услуги ADSL-доступа в Интернет под брендом МГТС к ней подключилось 100 тысяч новых абонентов. Дополнительное пакетное предложение Интернета и телефонии - это хороший ход. Аналитики говорят, что хитом прошлого года в Великобритании стало пакетное предложение от одного оператора услуг телефонии, широкополосного доступа в Интернет, цифрового ТВ и сотовой связи. Несомненно, что у нас все рыночные тенденции будут развиваться вокруг двух главных тем: услуги класса triple play и доступ к так называемой последней миле, то есть конечному потребителю.
Кстати, Мининформсвязи в этом году приступит к обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам связи, в первую очередь к инфраструктуре "последней мили". Цель нововведений - создать более благоприятные экономические условия для деятельности небольших альтернативных операторов связи. Уже в марте планируется изменить тарифы на присоединение операторов связи и пропуск трафика.
Дополнительное оживление на рынке должно возникнуть на рынке во II квартале - тогда будут утверждены нормативно-правовые документы, распространяющие на всех россиян возможность одновременно использовать режим предварительного выбора определенного оператора дальней связи (pre-select) и выбор оператора непосредственно при наборе номера (hot-choice). По данным Мининформсвязи, до 95 процентов физических лиц до сих пор пользуются услугами одной компании - нет желания идти на телефонные узлы, перезаключать договоры и т. д. Но как только МГТС обеспечила в Москве равные возможности выбора "Ростелекома" или МТТ, около 20 процентов абонентов выбрали альтернативного оператора (МТТ).
Чей контент?
Однако есть проблемы не только с тем, как доставлять, но и что доставлять. Путь к сердцу потребителей лежит через контент: музыку, фильмы, ТВ-программы. И здесь в наступившем году тоже ожидаются заметные подвижки. 1 января вступили в силу поправки в четвертую часть ГК об авторских и смежных правах, предписывающие продажу контента только на основе прямых договоров с правообладателями либо с единственным обществом по коллективному управлению авторскими правами. Его имя, правда, до сих пор официально не названо. Таким образом разрешился конфликт крупных иностранных звукозаписывающих компаний и российских интернет-магазинов, облеченный в форму борьбы с пиратством.
По сути, борьба развернулась против российских правовых норм, которые ограничивали возможности навязывания российскому рынку ценовой политики, желательной мейджорам. Отечественная модель интернет-торговли контентом, построенная не на прямых договорах со звукозаписывающими компаниями, а через общества по коллективному управлению авторскими правами (РОМС и ФАИР), позволяла продавать композиции, стоящие на itunes.com 0,98-1 доллар, за 0,20-0,30 доллара. В компании ChronoPay, управляющей процессинговым центром онлайновой торговли, говорят, что западные мейджоры отказались принимать авторские отчисления от РОМС и ФАИР, а сайт allofmp3.com перестал существовать потому, что большинство международных платежных систем перестали работать со скандальным ресурсом.
Как рассказали в НАУЭТ, в ассоциации ожидают, что в условиях правового вакуума многие из действующих российских интернет-магазинов перенесут ресурсы в правовое поле Украины и Белоруссии. Тех, кому удастся договориться с мейджорами, будет немного - самые крупные поставщики контента, которые смогут диктовать свои условия всему рынку. Так что цена композиций будет повышаться, считают эксперты, а количество пользователей файлообменных сетей - расти гораздо быстрее, чем раньше, порождая в том числе "настоящих" пиратов.
Открытые двери
Прошедший год, без сомнения, можно назвать годом ПО с открытым кодом. Этот рынок растет более высокими темпами, чем IT-индустрия в целом. Согласно официальным прогнозам, российский IT-рынок к 2010 году увеличится в три раза и достигнет 40 миллиардов долларов. При этом сегмент ПО с открытым кодом может вырасти до 200 миллионов долларов, считают в ИК "Финам". Этот рост подготовлен более чем двадцатилетней историей развития открытого ПО, которая привела к изменению бизнес-парадигмы IT-индустрии: центр коммерческих интересов смещается от поставок инфраструктурных продуктов к предметно-ориентированным решениям. Открытый код - это техническая база, на которой можно быстро создавать закрытые решения, приносящие доход. Об этом заявляли в течение 2007 года ведущие компании из различных секторов ИКТ: Cisco (намерена выпустить модификацию своей ОС IOS на основе ядра Unix и открыть отдельные элементы ОС), MySpace и Facebook (собираются сделать свои программные платформы открытыми для сторонних разработчиков), Motorola и Sony Ericsson (инвестиции в открытые программные платформы для смартфонов и мультимедийных телефонов).
Немалую роль в становлении индустрии свободного ПО сыграли "тяжеловесы" IT-рынка. Благодаря разработкам компании Sun появился наиболее развитый открытый офисный продукт OpenOffice, не уступающий сегодня по уровню функциональности офисному комплекту Microsoft. Новейшая версия OpenOffice недавно стала доступна в онлайновой версии под именем Ulteo. Это уже второй после Googe Docs онлайновый конкурент офисного пакета Microsoft. Развитием ядра Linux и других свободных программ активно занимаются IBM и HP. Правда, для них продажи решений на базе открытого кода не являются главной статьей дохода. Хуже приходится софтверным компаниям, которые традиционно конкурировали за контроль над программной инфраструктурой. Тем или иным способом им приходится "открываться". Скажем, Oracle продвигает пакет услуг по поддержке дистрибутива Linux в своих решениях. Компания Novell сегодня позиционирует себя как поставщика открытых решений, хорошо взаимодействующих с закрытым ПО, прежде всего продуктами Microsoft. Она сама в прошлом году заключила несколько договоров с Linux-компаниями. Аналитики, кстати, ожидают в 2008 году роста количества сделок слияний/поглощений в сфере ПО с открытым кодом.
Интерес к ПО с открытым кодом будет бурно расти. Причина тому - массовое появление таких программных продуктов не только на уровне инфраструктуры, но и на уровне "вертикальных" приложений, созданных для конкретных сфер деятельности. Именно в таком свете следует рассматривать вопрос внедрения ПО с открытым кодом в российских школах и госучреждениях, который так бурно обсуждался осенью. "Так что? - спросят скептики. - Опять будем создавать новые общенациональные базы/хранилища/репозитории? Пилить под них бюджет, вместо того чтобы использовать уже имеющиеся?" Не совсем так. То ПО, которое не собирается уходить с рынка, должно будет "открыться". И не только офисные пакеты, но и другое популярное ПО для автоматизации бизнес-процессов. Затраты понадобятся для обеспечения взаимодействия уже существующих "закрытых" информационных ресурсов с открытыми платформами. А это, согласитесь, лучше, чем плата за полную зависимость от одного поставщика.