В Москве пользователей широкополосного интернет-доступа стало больше, чем клиентов dial-up, еще в конце 2005 г. Сейчас, по данным J-son & Partners, коммутируемым доступом пользуются не более 5% столичных интернет-пользователей, а Comnews Research оценивает их долю еще ниже — в 4%.
Для того чтобы перелом произошел и в регионах, потребовалось два года. В течение 2007 г. общая численность пользователей broadband в России увеличилась на 53% до 4,9 млн, в результате их стало практически столько же, сколько dial-up-абонентов — 5,1 млн, подсчитал старший аналитик J-son & Partners Григорий Бецков. В I квартале 2008 г. broadband одержит победу окончательно, ожидает он. С Бецковым согласен аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов: к марту количество абонентов широкополосного доступа сравняется с числом пользователей коммутируемого доcтупа — и тех и других будет по 5,2-5,3 млн, полагает он.
Жители регионов охотно переходят с dial-up на broadband, ведь они получают на порядок более высокую скорость доступа, продолжает Бецков. Максимальная скорость соединения по технологии коммутируемого доступа — 56 кбит/с, в то время как наиболее распространенная технология широкополосного доступа ADSL дает 8 Мбит/c, а FTTB (fiber-to-the-building, "оптоволокно до дома") — до 100 Мбит/с.
В регионах бум broadband-подключений, подтверждает директор департамента внешних коммуникаций "Связьинвеста" Олег Михайлов. По предварительным данным холдинга, в 2007 г. к широкополосным сетям доступа подключилось около 2 млн абонентов его компаний — почти в 3,5 раза больше, чем годом ранее (0,6 млн). Операторы "Связьинвеста" сами стимулируют абонентов переходить на broadband: их доходы от dial-up ежеквартально растут на 1%, а от широкополосных сетей — на 20-30%, объясняет Михайлов.
Число пользователей dial-up все время сокращается, соглашается президент "Комстар — Объединенные телесистемы" (торговые марки "Стрим" и МГТС) Сергей Приданцев. "Комстар-ОТС" (по данным J-son & Partners, занимает первое место по числу пользователей на broadband-рынке Москвы) за 2007 г. увеличил абонентскую базу в регионах на 70%, подключив 40 000 квартир, а в этом году рассчитывает как минимум на 100%-ный рост, говорит Приданцев. Всего в ближайшие четыре года "Комстар-ОТС" планирует потратить на региональную экспансию $120 млн (без учета приобретений).
В развитие широкополосных сетей в прошлом году вложились многие операторы, констатирует гендиректор "Корбины телеком" Александр Малис. "Корбина" — основной конкурент "Комстар-ОТС" в Москве — набрала в столице за девять месяцев 2007 г. более 150 000 broadband-пользователей, а сейчас совместно со своим акционером Golden Telecom строится в регионах (бюджет программы — $1,3 млрд). "Для людей, которые пользуются интернетом, разница в цене становится уже не концептуальной, а разница в качестве — высочайшая", — замечает он. По оценке Анкилова из iKS-Consulting, средний по России счет на квартиру, подключенную к широкополосной сети, сейчас составляет $10-15 в месяц, а к dial-up — $5-7 в месяц.
По итогам 2007 г. доходы broadband-провайдеров от обслуживания квартир более чем вдвое превысили доходы провайдеров dial-up ($864 млн и $400 млн соответственно), а с учетом доходов от корпоративных пользователей достигли $1,8 млрд, добавляет аналитик. При этом количество подключений будет увеличиваться еще долго: ведь доступа в интернет до сих пор лишены более 75% российских квартир, говорится в недавнем отчете канадской исследовательской компании Maravedis. Анкилов оценивает уровень проникновения услуг интернет-доступа в среднем по России всего в 18%.
www.vedomosti.ru/