Запоздав с запуском услуги Ring Back Tone, "Вымпелком" намерен добиться изменения существующего порядка расчетов с правообладателями по данной услуге в пользу сотовых операторов. На стороне "Вымпелкома" оказывается "Мегафон", против – МТС. Если операторы так и не смогут договориться между собой о едином формате работы RBT, то, как предупреждают эксперты, от этого пострадает развитие самой услуги в России.
Услуга Ring Back Tone (RBT) развивается уже несколько лет. Она позволяет абоненту вместо длинных гудков проигрывать звонящим ему людям различные мелодии либо голосовые приветствия. В России оборот этой услуги оценивается более чем в $10 млн. в месяц, ею пользуется примерно 6 млн. абонентов. RBT доступна в сетях "Мобильных ТелеСистем" (МТС), "Мегафона" и "Скай Линка", и лишь один федеральный оператор — "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") — предоставляет эту услуг только в Самаре. Несколько запоздавший запуск этой услуги по всей России "Вымпелком" намерен осуществить во II квартале текущего года.
Однако в "Вымпелкоме" уже поняли, что компании будет непросто конкурировать с МТС, чей каталог RBT по сравнению с каталогами других операторов содержит значительно большее количество музыкальных хитов. Причина заключается в различных подходах к оплате услуги и отношению с правообладателями. В МТС взимается ежемесячная плата в размере от 25 до 65 рублей непосредственно за каждую мелодию, а правообладатель получает причитающиеся ему отчисления за этот срок. У "Мегафона" ежемесячная абонентская плата в размере 30 рублей взимается непосредственно за саму услугу. Правообладателю же этот оператор выплачивает лишь долю от единовременного платежа в 30 рублей за каждую установленную мелодию — никаких процентов с абонентской платы не предусмотрено.
Модель, применяемая в "Мегафоне", в экономическом плане более выгодна для операторов: ее также придерживается "Скай Линк", на аналогичных условиях намерен работать и "Вымпелком". "Применение такой схемы взаимоотношений логично, потому что именно оператор берет на себя все затраты по запуску услуги RBT (у нас вложения составили несколько миллионов долларов), тогда как правообладатель не несет почти никаких расходов", — заявила директор по маркетингу массового рынка "Вымпелкома" Зинаида Хохлова. — По ее словам, в долгосрочной перспективе модель "Мегафона" выгодна для всех сторон процесса: как показывает исследование компании QuanTeq, проведенное среди абонентов всех операторов "большой тройки", эта модель более понятна пользователям и в случае ее применения абоненты выражают большую готовность пользоваться RBT. МТС же поступила неправильно, приучив правообладателей к получению большого дохода за краткосрочный период, считает Хохлова.
"Продажа Ring Back Tone с единовременной оплатой способствует более цивилизованному развитию рынка и скорейшему продвижению этой услуги", — соглашается директор департамента по связям с общественностью "Мегафона" Марина Белашева. — Когда человек покупает компакт-диск, он платит за него один раз, а потом слушает, сколько хочет. Так же должно происходить и в случае с RBT". Белашева уверена, что популярности услуги среди их абонентов не мешает тот факт, что многие правообладатели сотрудничают только с МТС: оператора выручает то обстоятельство, что зачастую в качестве замены телефонных гудков выбираются не музыкальные композиции, а разного рода шутливые приветствия.
Однако в МТС не видят причин для смены существующей модели оплаты RBT, ведь у компании и количество пользователей, и доля доходов от данной услуги в общей выручке от контентных сервисов постоянно растет. "С точки зрения пользователя, модели оплаты услуги RBT мало отличаются друг от друга: абонент в любом случае платит за услугу каждый месяц, — пояснил директор департамента по развитию продуктов и услуг компании Павел Ройтберг. — Основным отличием двух моделей является то, что МТС может предложить своим абонентам каталог мелодий, который в разы превышает каталоги конкурентов. Плюс, данная модель более справедлива по отношению к авторам и исполнителям музыки, многим из которых просто интереснее работать с нами".
Разногласия между сотовыми операторами по поводу RBT связаны с разными целями, которые они преследуют при запуске этой слуги, полагает генеральный директор контент-провайдера "Мобикон" (торговая марка "Инфон") Кирилл Шрамко. "Вполне возможно, что для МТС первоочередной задачей является не извлечение максимально возможной прибыли, а создание конкурентного преимущества в виде наиболее полного каталога Ring Back Tone", — говорит он. "Но отсутствие единого формата предоставления услуги приводит к общему замедлению ее развития, — добавляет Шрамко. — Нам бы хотелось, чтобы RBT работала у всех операторов на одинаковых принципах и с одинаковым каталогом мелодий. Размещать рекламу услуги, доступной абонентам только одного оператора, экономически не выгодно, поэтому контент-провайдеры сейчас предпочитают вкладывать деньги в рекламу других услуг".
www.cnews.ru/