- Александр Николаевич, какие основные тенденции развития рынка широкополосного доступа Вы могли бы отметить? Расскажите о перспективах развития рынка. - В России рынок широкополосного доступа (ШПД) растет колоссальными темпами. Например, по итогам 2007 г. в среднем по МРК (межрегиональные компании связи, входящие в ОАО "Связьинвест") динамика роста составила 200 -300%, что сравнимо с ажиотажем вокруг сотовой связи в начале ее повсеместного распространения. Такой бурный рост привлекает внимание значительного количества игроков, в том числе мобильных операторов, и создает острую конкуренцию между компаниями связи.
- Вы анонсировали значительные инвестиции в модернизацию собственной сети. Какие шаги в этом направлении Вы планируете предпринять? - Действительно, в настоящий момент компании Группы "Связьинвест" развивают услуги сети передачи данных, поэтому все операторы модернизируют свои сети, увеличивая количество точек доступа и пропускную способность сетей для привлечения и удержания абонентов. Развитие сетевой инфраструктуры требует значительных инвестиций, так как перед операторами Группы стоит задача не просто модернизации, а принципиального изменения сетей связи. Активное участие МРК в приоритетных национальных проектах, а также в немалой степени требования отраслевых нормативно-правовых актов предполагают достижение 100%-ной цифровизации сетей связи к 2010 г.
В среднесрочной перспективе планируется предпринять следующие шаги:
• модернизация и развитие сетевой инфраструктуры для удовлетворения активно растущего спроса на услуги ШПД;
• создание мультисервисных сетей в регионах присутствия межрегиональных операторов;
• миграция к сетям нового поколения NGN, продиктованная необходимостью расширения перечня предоставляемых услуг, предложения полноценного Triple Рlay, повышения оперативности реагирования на рыночную динамику и операционной эффективности;
• полное завершение цифровизации сетей связи к 2010 г.;
• реализация проектов по развитию системы универсального обслуживания в Российской Федерации.
- Когда ожидаете возврата инвестиций, на каких сервисах и услугах будете зарабатывать? - Сроки окупаемости запланированных инвестиций существенно различаются как по типам реализуемых проектов, так и по географии их реализации. Для большинства коммерческих проектов сроки окупаемости находятся в пределах от 2 до 5 лет. Инфраструктурные проекты обладают значительно меньшей отдачей, но при этом служат основой долгосрочной конкурентоспособности компаний Группы "Связьинвест".
В среднесрочной перспективе наибольшую долю в доходах компании по-прежнему будут занимать доходы от голосовой связи. В то же время основным драйвером роста доходов станут растущие объемы предоставления услуг доступа в Интернет и передачи данных.
Полную версию интервью с Александром Киселевым читайте в каталоге "Широкополосные мультисервисные сети", выход которого ожидается в конце февраля 2008 года.