"Арктел" – альтернативный оператор связи, созданный в 1999 году. В группу компаний "Арктел" входит ОАО "Арктел", ЗАО "Волготелеком" (Волгоград), ООО "Южный Телеком" (Краснодар) и другие юридические лица. Филиалы "Арктел" работают в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Нижнем Новгороде и Кирове. Компания предоставляет телекоммуникационные услуги корпоративным и частным клиентам (телефония, доступ в Интернет, комплексная телефонизация объектов недвижимости, услуги интеллектуальной сети связи, услуги центра обслуживания вызовов). Номерная емкость "Арктел" насчитывает более 226 тыс. городских телефонных номеров для предоставления услуг связи в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Кирове, а также 10 тыс. номеров в коде 8-800.
К строительству сети дальней связи "Арктел" приступил в апреле 2006 года, завершил же процесс в марте 2007-го. Используется следующее оборудование: международные коммутаторы – софт-свичи производства Huawei, международные коммутаторы AXE-10 производства компании Ericsson. В соответствии с правилами присоединения сети и требованиями лицензии на дальнюю связь, которую "Арктел" получил в декабре 2005 года, сеть состоит из четырех транзитных узлов международной связи (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Хабаровске), семи соединенных между собой транзитных узлов междугородной связи (в Москве, Петербурге, Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске) и 86 точек присоединения, расположенных в каждом субъекте РФ. Были получены разрешения на эксплуатацию всех узлов сети и точек присоединения, разработана схема предоставления услуги дальней связи, тарифная политика, план маркетинговой кампании, готовы к работе все коммерческие и технические службы "Арктел".
В начале лета, 6 июня 2007 года, компанией "Арктел" в Мининформсвязи была подана заявка на получение кодов для оказания услуг дальней связи (префиксы). С этой даты Россвязьохранкультуры приступило к проверке документов по строительству сети "Арктел" (см., например, новость дайджеста от 3 сентября 2007 г.). После этого и документы "Арктел" были направлены в Министерство информатизации и связи. В соответствии с принятым регламентом в течение 30 дней после вынесения положительного заключения Россвязьохранкультуры Министерство связи должно было выделить ОАО "Арктел" коды выбора оператора для оказания услуг МГ/МН-связи. Однако префиксы были получены только в этом году: по имеющейся информации, "Арктел" присвоен код "21" для предоставления услуг междугородной связи и код "26" – для международной связи.
Общий объем инвестиций в развитие капитальной инфраструктуры сети дальней связи ОАО "Арктел" превысил $25 млн, еще $10 млн составили затраты на содержание сети. Оператор настроен на активную работу во всех регионах своего присутствия и намерен работать как с корпоративными клиентами, так и с физическими лицами. "За годы предоставления услуг связи по телефонным картам "Арктел" накоплен значительный опыт работы с физлицами. Было бы неразумно не воспользоваться им, учитывая, что ряд операторов дальней связи не могут похвастать таким преимуществом", – комментирует PR-менеджер ОАО "Арктел" Илья Андрианов.
"Рынок, очевидно, продолжит рост как по объему трафика, так и в денежном выражении", – прогнозируют в компании развитие российского рынка дальней связи, и "Арктел" намерен захватить не менее 4 % этого рынка в течение двух лет работы.
Сразу после регистрации в Министерстве юстиции приказа Мининформсвязи о назначении кодов "Арктел" разошлет зоновым операторам связи уведомление о своем выходе на рынок. По оценкам оператора, процедура прописывания кодов на сетях зоновых операторов может занять 2-3 недели. Таким образом, "Арктел" уже в марте планирует начать предоставление услуг дальней связи корпоративным абонентам и операторам связи по агентской схеме. На апрель-май намечен старт на массовом рынке. Тарифы на услуги уже определены, но до момента выхода на рынок дальней связи это коммерческая тайна.
В настоящее время на рынке дальней связи основными игроками являются "Ростелеком", "Голден Телеком", МТТ и "ТрансТелеКом". По оценкам агентства "Финам", доли этих операторов распределены следующим образом: "Ростелеком" – 60 %, "Голден Телеком" – 18 %, МТТ – 12 %, "ТрансТелеКом" – 4 %, остальные операторы – 6 %. С частными клиентами работают преимущественно "Ростелеком" и МТТ. Основная работа "Голден Телеком" на этом рынке пока велась исключительно в сегменте корпоративных пользователей. При этом как на московском, так и на региональном рынках "Голден Телеком" сделал ставку на так называемых off-net-клиентов, то есть на те компании, которые не являются пока клиентами оператора. К 2010 году оператор рассчитывает занять 20 % рынка.
В прошлом году на рынок междугородной и международной связи вышла компания "ТрансТелеКом" (см. новость от 13 июля 2007 г.). В ближайшие 5 лет компания "ТрансТелеКом" планирует выйти на массовый рынок и рассчитывает достичь восьмипроцентной доли российского рынка дальней связи. По собственным прогнозам компании, позиции на рынке к 2011 году выстроятся следующим образом: 50 % будет занимать "Ростелеком", 12 % – МТТ, 20 % – "Голден Телеком", 8 % – "ТрансТелеКом" и 10 % – другие операторы. В качестве основных тенденций рынка дальней связи ТТК обозначает либерализацию рынка – выход на рынок новых операторов, рост трафика – 7-10 % в год, рост доходов – 2,5-0,5 % в год. По прогнозам ТТК, при сохранении положительной динамики роста трафика с 2011 года динамика объема доходов начнет снижаться за счет падения тарифов.
Пятым оператором дальней связи в России стала компания "Эквант" (Orange Business Services), получившая префиксы осенью 2007 года. Orange Business Services работает на корпоративном сегменте телекоммуникационного рынка, и хотя услуги дальней связи компании доступны всем категориям пользователей, в компании не планируют занять серьезные позиции на рынке частных абонентов. Orange намерен предоставлять услуги конечным пользователям, привлекая к сотрудничеству операторов, обслуживающих физических лиц. Кроме того, ждет подписания приказа о назначении префиксов компания "Синтерра". "Синтерра" планирует оказывать услуги дальней связи всем клиентам компании – корпоративным абонентам, государственным структурам и операторам связи, выхода на массовый рынок в ближайших планах компании нет.
Что касается дальнейшего развития рынка, то "Финам" прогнозирует рост уровня проникновения услуг связи (в настоящий момент составляет порядка 64 %): "Данный фактор положительно отражается на перспективах расширения бизнеса компаний, однако насыщение рынка приведет к усилению ценовой и неценовой конкуренции между операторами в борьбе за абонентов. Новыми серьезными игроками станут "Синтерра", "Арктел" и "Эквант". Для "Арктела" ситуация довольно благоприятная: с началом предоставления услуг дальней связи компания в течение 2-3 лет сможет занять 3-5 % рынка", – говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева.
Управляющий партнер и ведущий аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева также считает, что у "Арктела" очень хорошие шансы на развитие на рынке дальней связи: "Арктел" давно присутствует на рынке и имеет хороший опыт работы как с частными, так и с корпоративными конечными потребителями. Кроме того, он один из первых предложил рынку междугородный и международный анлим. И теперь, после получения префиксов, "Арктел" сможет занять достаточно хорошее место на рынке. Хотя, конечно, рынок непростой, – замечает Татьяна Толмачева, – Имеет место как высокая конкуренция в самом сегменте рынка дальней связи, так и конкуренция на смежном рынке (сотовая связь, IP-телефония). Если говорить о прогнозах, то очевидно, что ряд компаний, например ТТК, пока не проявили себя. Однако, если МТТ и "Арктел" заявят о себе на рынке частных пользователей, а "Голден Телеком" и Orange также активизируются в области маркетинга, то "Ростелекому", как бывшему монополисту и пока основному игроку в этом сегменте, придется "подвинуться".
www.mskit.ru