"Стрим" предоставляет свои услуги по телефонным линиям "Московской городской телефонной сети" (МГТС) с использованием технологии ADSL. Правда, максимально доступная по данной технологии скорость составляет 6 Мбит/с, тогда как HDTV требует скорости не меньше 10 Мбит/с. Но буквально на прошлой неделе МГТС начал проект модернизации своей сети, предусматривающей прокладку оптоволоконных каналов непосредственно до жилых домов. Это позволяет предоставлять услуги передачи данных по технологии ADSL2+ со скоростью до 24 Мбит/с.
Соответственно, для того чтобы подключиться к HDTV, абонент должен проживать в одном из подключенных домов. Сейчас таковых насчитывается 18 тыс., они расположены на территориях Филевского и Севастопольского телефонных узлов МГТС. Активное подключение домов к оптоволоконным каналам связи МГТС будет производить во второй половине 2008 г., а к концу 2009 планируется охватить таким образом 80% от текущей абонентской базы "Комстар-Директа". Кроме проживания в подключенном доме, желающие смотреть HDTV должны будут приобрести новую модель декодера Amino стоимостью 7 тыс. руб. (или взять ее в аренду) и, возможно, обновить модем.
На время тестовой эксплуатации дополнительная плата за просмотр HD-каналов не взимается. Ввод в коммерческую эксплуатацию намечен на 1 июня, но о будущих тарифных планах в "Стриме" пока не говорят. По словам вице-президента по маркетингу "Комстара" Сергея Назарова, компания рассчитывает, что услуги HDTV заинтересуют 10% абонентов "Стрима", пользующихся телевидением (на конец 2007 г. число таковых составляло 120 тысяч).
Первым в России в коммерческую эксплуатацию телевидение высокой четкости запустил прошлой весной спутниковый оператор "НТВ-Плюс". Он предлагает своим абонентам каналы собственного производства "HD Кино" и "HD Спорт", а также развлекательный канал "HD Life" производства российской компании "Red Media". Услуги "НТВ-Плюс" доступны практически на всей территории России, однако доступ к HD-каналам от этого оператора стоит недешево: декодер обойдется примерно в 15 тыс. руб., а абонентская плата за HDTV — 1000 руб./месяц (в дополнение к плате за обычные каналы, составляющей от 500 руб./месяц). Тем не менее, директор по связям с общественностью компании Анастасия Казакова заверила, что озвученные в 2007 г. планы по подключению к HDTV 10–20 тыс. абонентов "полностью выполнены".
В Москве услуги HDTV с середины прошлого года предоставляет компания "Корбина-Телеком", использующая для этого технологию Ethernet. Несмотря на перевод HDTV в режим коммерческой эксплуатации, "Корбина" не взимает дополнительной платы за просмотр телевидения высокой четкости. В компании объясняют это скудным выбором каналов: долгое время в формате HDTV абонентам оператора был доступен лишь канал Luxe TV, а сейчас к нему добавился российский познавательный канал HD Media. HD-каналы в "Корбине" смотрит 1–1,5 тыс. человек, правда, и общее число телевизионных абонентов компании невелико — 3 тыс.
Трансляции HDTV по проводным сетям должны начаться и в других городах. По словам гендиректора холдинга "Национальная кабельная сеть" Виктора Пинчука, в скором времени входящий в холдинг оператор "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" начнет вещание канала Voom HD.
Впрочем, не все участники рынка намерены спешить с запуском HDTV. "Технологически мы можем уже сейчас начать вещание HD-каналов, причем сразу для всех абонентов сети, — говорит пресс-секретарь компании „Комкор-ТВ" (торговая марка „Акадо") Александр Зербаков. — Однако мы не видим смысла запускать эту услугу исключительно для имиджевых целей и поэтому работаем сейчас над коммерческой стороной вопроса, чтобы данная услуга была выгодна и нам, и абонентам".
Для того чтобы услуга HDTV была не просто имиджевой, нужно решить проблемы с наличием соответствующего контента, а это сделать не так уж просто, отмечают участники рынка. "Например, чтобы достичь договоренности о трансляции Discovery HD, „Комстар" согласился платить за это $1 млн в год, — говорит на условиях анонимности представитель одного из телекоммуникационных операторов. — Это на два порядка превышает цену, которую обычно платят за трансляцию телеканалов, и бизнес-логики в таком решении не просматривается". В "Комстаре" информацию о цене прав на трансляцию не комментируют.
www.cnews