Не удивляйтесь, если однажды вы получите счет за междугородний телефонный звонок от местного оператора кабельного телевидения. Примерно так и выглядит универсальная услуга связи в наиболее широком понимании этого термина. На звание универсального оператора сегодня претендуют самые разношерстные компании. Призом для тех, кто преуспеет на этом поле деятельности, станут региональные рынки.
Идея продавать доступ в Интернет, цифровое ТВ, сотовую и фиксированную связь в одном пакете далеко не нова. Но наши компании только-только начали перестраивать свой бизнес не на словах, а на деле. "Всё сразу" — лозунг, под которым они отправятся покорять российскую глубинку.
НОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ
"Телекоммуникационный рынок России изменился настолько, что пришло время операторов совершенно нового типа", — говорит директор по развитию компании "Effortel Россия" Александр Кархов. Традиционно российские операторы предпочитали концентрироваться на каком-то одном рынке. Теперь же, уверен Кархов, на смену специализации должна прийти универсальность. Кое-какие шаги в этом направлении предпринял, например, холдинг АФК "Система". Но все это полумеры: "дочки" холдинга работают вполне независимо друг от друга, им почти неизвестен опыт совместных продаж.
За прошедший год о планах создания нового универсального оператора c широким региональным представительством заявил чуть ли не десяток компаний. "Сумма Телеком", Effortel, "Старт Телеком" — лишь самые известные из них. Бизнес-планы большинства будто написаны под копирку: создать федерального оператора, работать как на корпоративном, так и на массовом рынке, поразить клиентов максимально широким набором услуг и технологий. Идея универсальности так красива, что операторам без труда удается уговорить инвесторов раскошеливаться на огромные суммы. Например, "Сумма Телеком" заявляет об инвестициях на уровне $1 млрд, "Effortel Россия" обещает вложить $850 млн.
Почему инвесторы верят, что их вложения окупятся? Российский рынок действительно сильно изменился за последние два года, объясняет директор аналитического департамента "Уралсиба" Константин Чернышев: "Если раньше операторы продавали абоненту буквально 2-3 услуги, то сегодня этот набор увеличился в несколько раз. Выросли как запросы пользователей, так и их затраты на связь. Преуспеют те компании, которые смогут продать абоненту максимальный набор услуг за лучшую цену".
Кроме того, на отечественном телекоммуникационном рынке практически нет компаний, которые подобно вертикально интегрированным добывающим холдингам контролировали бы все звенья производственной цепи — от магистральных каналов до проводов "последней мили", протянутых непосредственно к абоненту. Единственное исключение — государственный "Связьинвест". Однако аналитики сомневаются, что он эффективно использует свои ресурсы. Тот же, кто создаст подобную вертикаль, сможет самостоятельно контролировать как цены, так и сервис — "что, конечно, выглядит заманчиво", говорит Чернышев.
ИЗ МОСКВЫ
Нет ничего удивительного в том, что авторы проектов по созданию универсального оператора замахиваются сразу на весь федеральный рынок. Столичный рынок телекоммуникационных услуг уже насыщен. С каждым годом доля Москвы в доходах операторов падает, региональные рынки развиваются гораздо быстрее столичного. Все больше доходов приносит продажа конечному абоненту так называемых новых услуг, связанных с передачей данных, а не голоса. В 2006 г., по сведениям Министерства информационных технологий, объем телекоммуникационного рынка России составил $30 млрд. Из них $13 млрд приходится на фиксированную связь, где темпы роста не превышают 10% в год. А вот, к примеру, рынок доступа в Интернет каждый год почти удваивается в объеме.
Сейчас, по данным Effortel, проникновение новых услуг в крупных региональных городах составляет менее 1%. К 2015 г. оно должно достичь 30%. При этом в отличие от рынка "голоса" рынок новых услуг для конечных абонентов в масштабах страны сильно фрагментирован: больше половины доходов приходится на небольших локальных игроков. За последние пару лет Golden Telecom, "Комстар-ОТС" и еще несколько более мелких компаний скупили, как они сами утверждают, практически все привлекательные активы. "На самом деле в регионах еще есть что покупать, — возражает аналитик AC&M-Consulting Михаил Алексеев, — но скупщики пока не готовы платить объявленную владельцами цену. Либо актив при всей своей значимости в масштабах отдельно взятого города настолько невелик, что обслуживание сделки обойдется покупателю в половину ее размера".
Новые операторы совершенно уверены, что смогут вытеснить "мелочовку" за счет лучших цен и лучшего сервиса. "В некоторых регионах есть такие игроки, подвинуть которых будет не так просто, — сомневается и в этом Алексеев. — Вряд ли кто-то сможет легко завоевать, к примеру, Пермь, где работает "Эр-Телеком", или охваченный сетями "Норникель-Телекома" Красноярский край". Наконец, межрегиональные компании (МРК) "Связьинвеста" все же не стоит совсем уж сбрасывать со счетов. Некоторым МРК — к примеру, "Уралсвязьинформу" и "Дальсвязи" — новые услуги принесли в 2007 г. до 10% выручки. Хотя, как подчеркивает аналитик UniСredit Aton Надежда Голубева, "Связьинвест" толком не развивает это направление, МРК в ближайшие годы сохранят сильные позиции в своих регионах.
СТАРЫЕ НА НОВОМ
Философия "универсальности", "мультисервисности" или "конвергентности" — каких только терминов не навыдумывали — близка не только новичкам. Ближе всех к этой модели союз двух весьма крупных операторов — "ВымпелКома" и Golden Telecom, сделка по слиянию которых была завершена на прошлой неделе. В активе этого союза, который в отличие от "дочек" "Системы" будет работать как единая операционная компания, — проводная и беспроводная связь, обширная база корпоративных и частных клиентов, контроль (пусть и не полный) над магистральными сетями и "последней милей". Компания имеет опыт продвижения конвергентных услуг, в частности продажи в едином пакете беспроводного и проводного доступа в Интернет на массовом рынке столицы (проекты "Корбина" и Golden WiFi).
"Система", конечно, тоже не останется в хвосте паровоза. В начале этого года президент холдинга Александр Гончарук заявил, что компания решила в очередной раз перестроить структуру своих телекоммуникационных активов. Дойдет ли дело до кросс-продаж, неизвестно: пока "дочкам" холдинга не удавалось координировать свои планы по развитию новых услуг. Чуть ли не единственным исключением можно признать сотрудничество МГТС и интернет-провайдера "Комстар-Директ" — теперь телефонные мастера МГТС выступают как торговые агенты "Стрима".
К расширению своего бизнеса в новых сегментах стремятся и узкоспециализированные компании. Например, "ТрансТелеком" (ТТК) — один из двух главных игроков на российском рынке магистральных каналов — начал строительство инфраструктуры "последней мили" для своих корпоративных клиентов в Калининграде и Санкт-Петербурге. Прежде компания лишь арендовала каналы у местных игроков. Кроме того, у нее есть лицензии на использование частот для WiMax в нескольких регионах.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ
По мнению гендиректора "Effortel Россия" Михаила Сусова, со временем заметным игроком на федеральном рынке может стать "Арктел", который вырос из небольшого московского IP-оператора. Его выручка и сейчас не поражает воображение: по предварительным данным, в 2007 г. она составила $81 млн (из них $31 млн принесла продажа карт IP-телефонии). Но этой весной "Арктел" начнет предоставлять услуги дальней связи, что, по оценке генерального директора компании Сергея Кузнецова, уже в следующем году даст оператору дополнительные $100 млн выручки. Кроме того, в прошлом году "Арктел" развернул опорные сети в 11 регионах и теперь готов побороться за свой кусок пирога на местных корпоративных рынках, надеясь повторить столичный успех.
"Арктел" не единственный пример того, как бывшие локальные игроки начинают играть на федеральном уровне. В этом же ряду — бывший нижегородский оператор "Старт Телеком", который сейчас присутствует в 18 регионах Центрального федерального округа, или "Эр-Телеком", который начинал в Перми, а теперь обслуживает клиентов в 15 городах.
С прошлого года "Эр-Телеком" продает домашним пользователям вместе с пакетом телепрограмм и доступом в Интернет и услуги IP-телефонии. К 2014 г. оператор планирует занять 15% рынка стационарной телефонной связи в 16 городах своего присутствия. О своем желании предоставлять услуги IP-телефонии в феврале заявил и питерский кабельный оператор ТКТ (входит в холдинг "Национальные телекоммуникации", который контролирует "Нафта-Москва"). Так что среди претендентов на гордое звание "универсального оператора" можно найти очень разношерстные активы. Тем более что путь к мечте может оказаться совсем недолгим, как произошло в случае с "Синтеррой", чей успех заставил побледнеть от зависти не одного конкурента. Всего за полтора года "Синтерра" оплела сетями всю страну. Мало кто сомневается, что компании помог мощный административный ресурс (стоит упомянуть, что ее генеральный директор Виталий Слизень — бывший замминистра связи). Госзаказы сыпались на "Синтерру" как из ведра. И все же создание федерального оператора за столь короткий срок — выдающееся достижение.
НА ПУСТОМ МЕСТЕ
Повторить успех "Синтерры" хочется многим. Одним из первых громких проектов по созданию национального телекоммуникационного холдинга с нуля занялась "Сумма Телеком" (входит в холдинг "Сумма", который принадлежит бизнесмену Зиявутдину Магомедову). За 10 лет компания собиралась построить сети в 330 российских городах, выйти на рынок дальней связи, заняться производством контента и даже проложить оптоволоконный кабель между Сахалином и Японией. На все это предполагалось потратить $1 млрд. Начало было многообещающим. В октябре 2006 г. "Сумма" первой из российских операторов получила лицензию на оказание услуг WiMax на территории всей страны. В 2007 г. "Сумма" умудрилась получить на конкурсе Мининформсвязи большинство разыгрываемых GSМ-частот. Но потом итоги конкурса отменили, и теперь "Сумма" погрязла в судебных исках против Россвязьохранкультуры.
В феврале о проекте сравнимого масштаба заявила Effortel. За пять лет бывший первый зампред правления РАО ЕЭС, а ныне гендиректор "Роснанотеха" Леонид Меламед намерен довести годовой оборот до $900 млн. В планах — к 2009 г. подключить 100 000 домашних и 6000 корпоративных клиентов в 40 российских городах. Effortel есть с чего начать: у компании имеются собственные оптоволоконные сети в 22 городах, которые она получила, скупив местных провайдеров. Кроме того, Effortel досталась часть сетей связи РАО ЕЭС.
И это, скорее всего, не последний проект по созданию универсального оператора. По слухам, в России готовится развернуть свои сети оператор Trivon, за которым стоит основатель Virgin Group Ричард Брэнсон.
www.smoney.ru