Петербургский рынок фиксированной связи готов предлагать своим клиентам все более сложные продукты (вплоть до конвергентных услуг). Однако если говорить в целом про СЗФО, такие блага телекоммуникации, как высокоскоростной доступ в интернет или же более дешевые междугородные звонки, в полной мере доступны в немногих городах региона (по уровню развития телекоммуникационных услуг, пожалуй, можно выделить лишь Калининград, Архангельск, Мурманск).
До недавнего времени спрос на услуги широкополосного доступа в интернет или IP-телефонии удовлетворялся здесь в основном силами местных игроков (обладавших весьма ограниченными возможностями по расширению числа пользователей сети) и, естественно, услугами "Северо-Западного Телекома" (СЗТ). Присутствие же альтернативных операторов, заметных представителей рынка телекоммуникационных услуг Санкт-Петербурга по-прежнему было ограничено адресными проектами (когда крупные компании, открывая свой филиал, приглашали к сотрудничеству операторов связи, чьими услугами они пользовались в Петербурге).
Однако в последнее время ситуация стремительно меняется – на региональных рынках появляется все больше игроков федерального масштаба, имеющих в своем распоряжении достаточно средств, чтобы активно развивать свои мощности и удовлетворять спрос все большего количества как юридических, так и физических лиц.
Если смотреть на объемы инвестиций в развитие телекоммуникационного рынка Северо-Западного региона, то безусловным лидером, конечно, будет СЗТ – суммарные объемы его вложений в 2007 году составили порядка 9 млрд рублей, из них чуть меньше половины – вложения за пределами Санкт-Петербурга. В 2008 году компания планирует потратить порядка 15 млрд рублей (в регион также уйдет где-то половина). Хотя СЗТ тут действует не совсем добровольно – приняв решение о переходе к закрытому плану нумерации, регулятор практически обязал его в спешном порядке модернизировать свою сеть.
Однако альтернативные операторы связи, похоже, готовы составить СЗТ компанию. В частности, "ПетерСтар" выделяет как приоритетную задачу развитие регионального рынка Северо-Запада (общая сумма вложений на 2008 год определена им в 12 млн долларов без учета приобретений). "ТрансТелеКом" также заявил о желании в 2008 году существенно увеличить свое присутствие в регионе.
В настоящий момент среди альтернативных операторов наибольшую активность в развитии региональной составляющей демонстрирует Golden Telecom. В минувшем году она сумела выбиться в лидеры рынка, по сумме выручки (140 млн долларов) обогнав традиционного лидера Северо-Запада – компанию "ПетерСтар" (117 млн долларов). Региональная доля выручки Golden Telecom в 2007 году также оказалась самой высокой среди альтернативных операторов СЗФО – 19%.
Вместе с тем вице-президент по деятельности в Северо-Западном регионе компании Golden Telecom Сергей Савчук говорит, что на Северо-Западе она находится на начальной стадии освоения региональных рынков. Если брать за образец деятельность в целом по России, то доходы в регионах СЗФО имеют существенную перспективу роста: доходы Golden Telecom от продаж услуг вне Москвы составляют около 40% от общей выручки компании.
– Последние полтора года все активнее развивается региональный рынок фиксированной связи. На ваш взгляд, чем это обусловлено?
– Конечно, спрос на услуги связи в регионах постоянно растет, как в корпоративном сегменте, так и (что более заметно) в сегменте услуг для физических лиц. Сначала развивались рынки Москвы и Петербурга, потом заметный спрос пришел в города-миллионники, теперь он распространяется на другие регионы.
Рост спроса в целом обусловлен подъемом экономики регионов вследствие прихода крупных российских компаний, в основном московских и петербургских, ранее работавших только в больших городах, а также за счет появления и активного развития местного бизнеса.
Увеличиваются инвестиции в развитие промышленности, обновляются технологии производств, и в соответствии с этим увеличиваются потребности в услугах связи.
В связи с ростом бизнеса повышается благосостояние жителей регионов и возрастает их потребность в более качественных услугах связи, в высокоскоростном доступе в интернет. Я считаю, что мы сейчас находимся на пороге бума продаж услуги широкополосного интернет-доступа.
– Как активно растет рынок сегодня? И за счет чего в первую очередь?
– По нашим оценкам, ежегодный прирост рынка фиксированной связи составляет приблизительно 20%. Рынок растет за счет появления новых компаний – потребителей услуг связи и развития предприятий, что влечет за собой необходимость увеличения объемов и качества используемых телекоммуникационных услуг.
Физические лица, переходя от коммутируемого к широкополосному доступу в интернет, готовы платить больше за высокую скорость и за лучшее качество получения информации, комфорт использования этой современной технологии привлекает все больше новых пользователей.
– Северо-Западный регион в этом отношении подтверждает общее правило развития рынка?
– В Северо-Западном регионе мы наблюдаем подтверждение этого общего правила, однако динамика развития рынка по областям федерального округа несколько различается – это зависит от темпов роста экономики в конкретном городе и области.
– А если говорить о городах региона – где вы развиваетесь наиболее активно?
– Мы работаем во всех областных центрах и крупнейших городах Северо-Западного региона (всего у нас 27 точек присутствия в СЗФО), предоставляя услуги для бизнес-клиентов. В связи с выходом Golden Telecom на новый сегмент рынка, которым является предоставление услуг скоростного доступа в интернет для физических лиц, мы начали второй этап региональной экспансии – строительство сетей широкополосного доступа в интернет по технологии FTTB. Сегодня нами построены сети в Калининграде и Архангельске, начато строительство в Выборге, Северодвинске и Череповце, в планах до конца года – построение сетей в Петрозаводске, Сыктывкаре, Вологде и Мурманске.
– Какова стоимость выхода на новые рынки региона?
– Если говорить о крупных городах СЗФО, то построение сети широкополосного доступа, покрывающей около 80% зданий в городе, обходится более чем в 2 млн долларов. Стоимость зависит от ряда условий – величины города, плотности застройки, этажности и других.
– Когда вы проводите анализ региона, вы, конечно, выделяете ключевых региональных игроков. Их число на Северо-Западе велико?
– В каждом регионе все индивидуально. Конечно, во всех городах весомое положение на рынке фиксированной связи занимает СЗТ, но в некоторых нашими серьезными конкурентами являются альтернативные операторы, как местные, так и региональные – "СвязьИнформ" в Калининграде, "ПетерСтар" во Пскове и Петрозаводске, "Поларком" и СЗКТИ в Мурманске.
– И насколько существенную роль при обсуждении возможности выхода на новый рынок играет наличие в регионе сильных игроков?
– Конечно, мы учитываем в своих планах факт наличия сильных игроков, однако это не оказывает определяющего воздействия на стратегические решения, а влияет только на тактику нашего развития. Базовый фактор, который принимается нами во внимание при планировании бизнеса, – это экономика региона, существующий промышленный рост и ближайшие перспективы развития.
– По этой причине вы не развиваетесь в Ленинградской области – нет перспектив? Ведь затраты на строительство сети ввиду близости Петербурга должны быть минимальными.
– В Ленинградской области бизнес пока развит точечно. Предприятия, на которых работают многие жители Ленинградской области, находятся в Санкт-Петербурге, и новые компании, как правило, начинают свое развитие в непосредственной близости от Петербурга. Поэтому при планировании мы не рассматриваем этот регион в качестве первоочередного объекта инвестиций, предполагая начать его освоение где-то в течение двух лет. У нас нет желания просто занять территорию на будущее, нам нужны районы, где очевиден спрос на наши услуги.
– В целом какое соотношение доходов региона и Петербурга на Северо-Западе вы считаете для компании достаточным?
– Сейчас много внимания уделяем этому показателю – доле доходов региона в общем объеме дохода макрорегиона. Пока он у нас на уровне 20%, в ближайших планах – довести его до 40%.
www.expert.ru/