Wi-Fi в Москве
Московский рынок публичного беспроводного доступа делят компании Golden Telecom, "Комстар-ОТС" (торговая марка МТС) и "Яндекс". В аэропорту Шереметьево-2 беспроводной доступ предоставляет "Вымпелком". С октября прошлого года на рынке работает "Мегафон". Мелкие компании обслуживают по нескольку точек и не оказывают заметного влияния на московский рынок.
Самую крупную сеть в городе имеет Golden Telecom – более 12 тыс. точек доступа. По данным представителя компании, Golden Wi-Fi покрывает территорию Москвы в пределах Третьего транспортного кольца. Компания тестировала сеть в нескольких спальных районах. GT покрывает не только общественные места, но и квартиры.
Около 300 точек общественного доступа насчитывает российская сеть МТС. Большая часть хот-спотов находится в Москве.
"Яндекс Wi-Fi" предоставляет услугу в 199 точках в Москве, а также в Подмосковье – в Нахабине, Одинцове, Королеве и Щелкове.
"Мегафон" в 2008 году планирует запустить еще "несколько десятков" точек доступа. Все компании, кроме GT, устанавливают хот-споты только в общественных местах – аэропортах, гостиницах, бизнес-центрах, кинотеатрах, кафе и ресторанах.
Тарифы и скорость "Яндекс Wi-Fi" предоставляет свои услуги бесплатно. Golden Telecom предлагает месячный доступ, не лимитированный ни по времени, ни по трафику, за 500 рублей. При повременной оплате стоимость часа работы без ограничения по трафику в этой сети составляет 100 рублей. Абонент МТС платит порядка 200 рублей за час работы без лимита трафика. Он может заплатить за услугу, отправив SMS на определенный номер. Деньги будут сняты с его мобильного счета. "Мегафон" до конца 2007 года работал на рынке Wi-Fi бесплатно.
Golden Telecom заявляет о том, что средняя скорость соединения у абонента может составлять 5,4–5,5 Мбит в секунду. На такой скорости можно смотреть фильмы в невысоком разрешении.
МТС называет скорость – около 1 Мбит в секунду – стандартной по Москве. По данным "Яндекса", у их сети беспроводного доступа средняя скорость составляет 590 Кбит в секунду, что позволяет проверять электронную почту или просматривать сайты, на которых нет сложной анимации. "Этот проект – не для того, чтобы смотреть фильмы", – говорит коммерческий директор "Яндекс Wi-Fi" Дмитрий Шилов.
Wi-Fi бьется о стены
Участники рынка беспроводного доступа сомневаются, что в ближайшей перспективе соединение в Москве станет более надежным. "Перебои бывают, они связаны с качеством линии у провайдеров. Иногда отказывает точка доступа", – говорит Дмитрий Шилов. По его словам, устранить недостатки полностью "очень сложно". "Система слежения за Wi-Fi, которая позволяла бы оперативно решать возникающие сложности, слишком дорога", – сетует топ-менеджер.
Представитель GT уверяет, что компания "близка к тому, чтобы свести потери соединения к минимуму".
Проблемы с соединением вызваны плотной застройкой центральной части города, уверен президент ассоциации "Интернет и Бизнес" Алексей Беляев. "Из-за этого сигнал часто не доходит до того места, где он обозначен на карте", – говорит эксперт. Любовь Симонова из "Финама" замечает, что частые разрывы в "час пик" – с 16 до 21 часа – связаны с тем, что споты не выдерживают наплыва желающих подсоединиться. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин называет главной проблемой публичного Wi-Fi в Москве неразвитость наземной инфраструктуры.
Инвестиции в имидж
Аналитики говорят, что инвестициям в развитие Wi-Fi мешает восприятие этой услуги как сопутствующей основному бизнесу, не самодостаточной. "Компании уделяли бы больше внимания качеству соединения, если бы Wi-Fi был более выгодным сервисом", – говорит Константин Анкилов из Iks-Consulting. По его данным, лишь 3% абонентов широкополосного доступа пользуются Wi-Fi, а объем российского рынка беспроводного доступа не превышает $12 млн. "Сети беспроводного доступа в Москве – это имиджевые проекты", – резюмирует аналитик.
"Пока платежеспособного спроса на эту услугу нет", – добавляет Эльдар Муртазин.
www.akado.com