"В рекламном ролике... показываются устаревшие модели телефонных аппаратов для фиксированной связи, которые находятся в неисправном состоянии... Офисы, где расположены фиксированные телефонные аппараты... завалены мусором, имеют слабую освещенность. Люди... имеют неряшливый вид, одеты как разнорабочие", - жаловалась МГТС в июне управлению ФАС на телерекламу "Мегафона".
Вторжение в домашнюю зону
В этих роликах мобильный оператор рекламировал свои новые услуги "Домашняя зона" и "Офисная зона". С ними "Мегафон" впервые вторгся на территорию фиксированной связи, где МГТС привыкла чувствовать себя хозяином. Но "Мегафон" не играет на поле конкурента: он пытается переманить абонентов к себе, предлагая им заменить городской номер на мобильный.
По мнению МГТС, здесь налицо нарушение закона "О рекламе", который гласит, что реклама не должна "формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц". Кроме того, МГТС оспаривала два утверждения, звучащих в ролике: что использование мобильного телефона дешевле, чем использование фиксированного, а качество мобильной связи при этом не хуже.
"Мегафон" сделал вид, что не страшится иска и только рад шумихе: дескать, реклама работает. В то же время компания выразила готовность изменить ролики, если того потребует антимонопольное ведомство. Впрочем, как теперь стало известно, телевизионная рекламная кампания двух тарифов завершилась 1 июля. "Сейчас мы подводим итоги", - сообщил советник гендиректора "МегаФон-Москва" Роман Проколов газете "Коммерсант".
Делу дан ход
И вот вчера стало известно, что 7 июля ФАС счел претензии МГТС достаточными для возбуждения дела в отношении ЗАО "Соник Дуо", московской компании "МегаФона". ФАС назначила комиссию, которая начнет рассматривать дело по существу, начиная с 24 июля.
"МегаФон" еще не получал уведомления от ФАС о возбуждении дела, говорит Роман Проклов. Позицию компания менять не намерена: она по-прежнему считает свою рекламу "креативной и правомерной".
Юристы, опрошенные "Коммерсантом", не удивлены решением ФАС и отмечают, что прекращение рекламной кампании не освобождает оператора от ответственности: ФАС может выписать штраф "в индивидуальном порядке". Впрочем, реклама свою задачу все равно выполнила, говорят эксперты: разрушение стереотипа о том, что фиксированная связь дешевле, чем мобильная, обязательно сыграет на руку "МегаФону".
Хотя пока что оттока фиксированных абонентов в сотовые сети не видно, это вполне может скоро произойти, отмечают отраслевые аналитики: рост абонентской базы МГТС в последнее время не слишком высокий. "Мегафон" ранее прогнозировал, что потенциальными потребителями "зональных" тарифов являются 2 млн человек.
Наступление на другом фронте
Пока ФАС разбиралась с сутью иска и принимала решение о том, стоит ли давать делу ход, МГТС начала самостоятельно вести войну против "агрессора". Как сообщали "Ведомости" в конце июня, МГТС отключила часть операторов, пропускавших звонки "Мегафона" на ее сеть. Правда, это вредило не столько оператору, сколько его партнерам: один из них, "Синтерра", оценивала убытки от действий МГТС в "несколько миллионов рублей".