- "Корнет-АМ" закончила первый этап строительства сети по технологии беспроводного широкополосного доступа (БШД) WiMAX. Отмечалось, что новая сеть предназначена для оказания полного спектра телекоммуникационных услуг, в том числе: передачи данных, цифровой телефонии, высокоскоростного доступа в Интернет, организации корпоративных сетей (IP VPN) и т.д. Значит ли это, что телекоммуникационный рынок Армении уже либерализирован и "Корнет-АМ" может смело вступать в конкуренцию с "АрменТел"?
- Мы завершили этап физического монтажа оборудования сети БШД. Это беспрецедентная по армянским меркам сеть, так как основная сфера интересов всех провайдеров - это Ереван. Однако Армения - компактная страна, и чем больше насыщается Ереван, тем больше требований за его пределами. Поэтому, планируя нашу сеть, мы ставили акцент на том, чтобы любая наша услуга- телефония, доступ в интернет, передача данных, либо организация корпоративных сетей, по своему содержанию, качеству и ценовой политике была бы практически идентична тем услугам, которые доступны в Ереване. В настоящее время сеть тестируется, и мы надеемся, что уже в сентябре сеть БШД WiMAX будет запущена официально в коммерческую эксплуатацию.
Что касается либерализации рынка телекоммуникаций, то формально он был либерализирован еще в октябре прошлого года. С другой стороны, исторически сложившееся доминирующее положение "АрменТел" как национального оператора, еще долгое время будет вносить определенные коррективы в процесс либерализации рынка. У "АрменТел" есть все, что нужно телекоммуникационной компании. Любая другая компания строит это "все", чтобы называться полнофункциональной телекоммуникационной компанией. Я думаю, потребуется еще немало времени, чтобы юридически декларированная либерализация стала бы реальной либерализацией рынка.
Однако, в отличие от телекоммуникационного рынка, можно однозначно говорить о либерализации услуг, поскольку любая телекоммуникационная услуга, записанная в лицензии компании, не имеет никаких ограничений в плане возможности ее предоставления конечному потребителю.
- В прошлом году в интервью нашему агентству вы говорили, что основной интерес для вас представляют корпоративные пользователи, одновременно отмечая, что рассматривается возможность предоставления услуг и физическим лицам. Станет ли сеть WiMAX доступна широкому кругу пользователей?
- При планировании сети WiMAX, мы, конечно, в первую очередь, ориентировались на корпоративных клиентов – сегмент, исторически являющийся приоритетом для "Корнет", но сеть спланирована таким образом, чтобы иметь техническую возможность и предоставлять услуги физическим лицам.
Очевидно, что WiMAX – будучи технологией новой и находящейся на этапе своего становления и распространения не является дешевой технологией. Соответственно услуги, предоставляемые посредством сети, не могут быть позиционированы как дешевые. Но следует также иметь в виду, что качество услуг, скорости доступа и оперативность подключения вполне оправдывают кажущуюся на первый взгляд дороговизну. И, в конце концов, мы не насколько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Стоимость подключения к сети WiMAX для физических лиц составит примерно 36 000 драмов, для юридических – 78 000 драмов. Ежемесячная оплата будет зависеть от выбранного клиентом пакета и тарифного плана. Компания старается вести гибкую ценовую политику с тем, чтобы оптимизировать расходы клиентов.
- Какой объем инвестиций сделан компанией в создание сети БШД?
- Эти инвестиции составляют около $ 5 млн. Сеть покрывает 18 городов Армении и Ереван. Строя такую сеть, мы решаем и социальные задачи: обеспечение доступом приграничные и те регионы, где не развиты телекоммуникации. Думаю, дальнейшие инвестиции пойдут на расширение зоны доступа (появятся новые базовые станции и покроются новые регионы) и на создание собственной транспортной сети - связи между базовыми станциями.
- Beeline начал обеспечивать сельские местности Армении доступом в интернет посредством своей CDMA-сети. Будете ли вы конкурировать с Beeline в регионах?
- Думаю, да, но я бы предпочел не называть это конкуренцией. В отдельных регионах Армении сложилась такая ситуация, что там еще долгое время не будет конкуренции в том виде, в котором мы привыкли это понимать. Для нас, для Beeline и для других компаний, поскольку рынок регионов в настоящее время далек от насыщения, адекватное предложение каждого игрока найдет именно своего потребителя и это должно способствовать, в том числе, экономическому развитию регионов.
- Руководство "КОМСТАР-ОТС" заявило, что одним из стратегических шагов компании в Армении станет продвижение услуг голосовой связи. Известно, что "Корнет-АМ" подала в Комиссию по регулированию общественных услуг Армении (КРОУ) заявку на получение номерной емкости в 60 000 номеров. Означает ли это, что компания начинает продвижение в Армении услуг голосовой связи?
- Да, мы планируем продвижение комплексных услуг. Мы не хотим ограничиваться только доступом в Интернет, тем более, что если раньше традиционная телефония предполагала наличие телефонных станций и кучи проводов, то сегодня она может рассматриваться как наложенная услуга, услуга второго уровня.
Созданная нами сеть покрывает большие территории, и не использовать ее для предоставления всех возможных услуг, и в том числе, самой традиционной и востребованной - телефонии, мы, конечно, не могли.
- Рассматривается ли возможность определенной синергии услуг между "Корнет-АМ" и Vivacell, с учетом того, что обе компании входят в структуру российской АФК "Система"?
- Услуги мобильной связи и те услуги, которые предполагаем предоставлять мы, практически никак не коррелируются. Не думаю, что на настоящем этапе наши услуги могут каким-то образом соприкасаться, да и решения по взаимодействию дочерних структур централизованно формируются и принимаются материнской компанией. С другой стороны, мы очень тесно сотрудничаем с Vivacell и стараемся найти те точки пересечения, которые позволят способствовать развитию обеих компаний.
- Какова ваша оценка противоречий, возникших между "АрменТел" и рядом интернет-провайдеров в связи с запуском услуги Hi Line со стороны последней?
- В основе этой проблемы лежат исторически создавшиеся каноны взаимоотношений между национальным оператором и провайдерами. Если раньше "АрменТел" был "оптовиком", предоставляя Интернет-ресурс провайдерам, которые доводили eго до конечного потребителя, то сегодня, в силу того, что "АрменТел" сам заинтересован в предоставлении услуг конечным потребителям, это, принимая во внимание его технические возможности и потенциал, не могло не привести к изменению правил игры.
Мне сложно определить некий рецепт для выхода из сложившейся ситуации. С одной стороны, я осознаю, что бизнес-взаимоотношения, которые строились десятки лет, нельзя изменять сразу, с другой стороны, мы ведь сами желали либерализации?
Думаю, что каждый из тех, кто видит себя на телекоммуникационном рынке, должен сам для себя находить решения. На мой взгляд, самый верный путь – это автономность и независимость.
Чем больше будет в Армении альтернативных телекоммуникационных ресурсов, тем более цивилизованными будут правила игры на рынке. Чем больше провайдеры будут обращать внимание на создание собственных инфраструктур, тем легче им будет вести диалог как с "АрменТел", так и с другими провайдерами.
www.banks.am