— На московском рынке фиксированной связи заметную роль играют три ведущих игрока: "Комстар-ОТС", "Акадо-Столица" и "Корбина Телеком". Расскажите об особенностях вашей компании. Чем отличается "Акадо-Столица" от конкурентов?
— Мы работаем сразу на четырех рынках, в этом и есть наша специфика. Основные из них — рынки широкополосного доступа в Интернет, цифрового телевидения и телефонии. Четвертый рынок, на котором мы работаем, пока слабо охвачен вниманием аналитиков и инвестиционного сообщества. Это рынок аналогового телевидения. Это направление бизнеса для нас очень важно — рынок социального ТВ имеет серьезные перспективы. Фактически абоненты этих услуг — все население Москвы. У нас нет конкурентов, которые проявляют внимание ко всем этим четырем рынкам. По услугам ШПД мы конкурируем с "Комстаром" и "Корбиной". По цифровому ТВ наши главные конкуренты — "Комстар" и "НТВ-Плюс". На рынке аналогового телевидения у нас пока только один конкурент — "Мостелеком", который, правда, является фактически монополистом в Москве. Что же касается телефонии, с МГТС трудно конкурировать, но мы готовимся к этому.
— Какова ситуация на рынке ШПД на данный момент? Какие изменения вы прогнозируете в ближайшей перспективе и какое место "Акадо-Столица" может занять на этом рынке?
— На сегодняшний день проникновение услуг ШПД в Москве мы оцениваем в 50—60%. До конца года мы прогнозируем рост проникновения до планки насыщения в 70—75%. После достижения этого уровня будут востребованы в основном комплексные услуги, а отдельная услуга в виде доступа в Интернет потеряет актуальность. Основная борьба в этот период развернется между игроками первой тройки за лояльность абонентов.
Сейчас, на наш взгляд, расстановка сил на рынке услуг ШПД выглядит следующим образом. У "Комстара" около 30% рынка. Наша доля с учетом консолидации новых активов превысила 20%. "Корбина" занимает меньше 20% рынка. На наш взгляд, справедливая и целевая расстановка сил на рынке — по 30% на каждого игрока из первой тройки.
Что нам позволит захватить дополнительные 10% рынка? Сохранение нынешних темпов продаж и достройка сети. Темпы роста подключений у нас продолжают нарастать, мы даже не почувствовали летнего спада. Перед нами стоит задача — достичь 30% рынка ШПД до конца этого года.
— А какова ситуация на рынке цифрового телевидения?
— Рынок цифрового телевидения находится в стадии быстрого роста — он постепенно превращается в массовый. Сейчас наша доля по цифровому ТВ в Москве составляет 45%. А наш ближайший конкурент — "НТВ-Плюс" — сейчас нами больше воспринимается как партнер. У нас получается своеобразный симбиоз: сейчас у нас абонентов, которые смотрят "НТВ-Плюс", больше, чем у самой компании "НТВ-Плюс". На этом рынке мы ставим задачу захватить долю свыше 50%. Захватить дополнительную долю рынка здесь проще, чем в сегменте ШПД. Во-первых, "Акадо-Столица" уже является лидером рынка, а во-вторых, тут не приходится конкурировать с домовыми сетями. Захватить желаемую долю рынка мы планируем в конце 2009 года — именно в следующем году мы ожидаем стремительного роста рынка цифрового телевидения.
При этом помимо цифрового мы продолжаем подключение и аналогового телевидения. Мы оказываем эти услуги в Юго-Восточном административном округе столицы.
— По прогнозам ряда аналитиков, рынок услуг цифрового ТВ ожидает взрывной рост в ближайшие годы. Другие игроки не дремлют и также начинают осваивать этот рынок, конкуренция ужесточается. Что намерены сделать в "Акадо-Столица", чтобы укрепить лидирующую позицию на этом рынке?
— Мы планируем запустить специальную программу по развитию услуг ТВ. Важной частью программы будет смещение акцентов в наших пакетных предложениях. Рабочее название услуги — "Телевидение плюс бесплатный Интернет". Все клиенты уже понимают, что Интернет — это уже знакомая, обязательная услуга. А цифровое ТВ сейчас выходит на пик развития. Услуги телевидения будут становиться определяющими, сейчас и мы стараемся изменить философию рынка.
В рамках программы мы расширим спектр услуг телевидения. Эта инициатива у нас в компании фигурирует под рабочим названием "Новое качество ТВ". Мы последовательно запустим услуги телевидения высокой четкости (HD), видео по запросу (VoD), интерактивного ТВ, включая прогнозы погоды и различные игры. Для запуска услуг HD у нас нет необходимости строить новые сети — инфраструктура кабельных операторов изначально предполагала широкий канал, которого достаточно для новых сервисов.
— Планируете ли вы выходить на новые технологические рынки, к примеру освоить беспроводные услуги?
— У нас есть еще один потенциальный рынок — мы рассматриваем возможность запуска услуг мобильного ШПД до конца года. Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными партнерами. Собственную сеть строить не будем. Услуга будет предоставляться под брендом "Акадо", и подписчики будут консолидированы в нашей абонентской базе. Это главное условие, которое мы обговорили с нашими партнерами. В рамках услуги клиентам будет выдаваться специальный модем, а оплата — производиться с абонентского счета "Акадо". С партнерами же мы будем делиться выручкой от этих услуг. Таким образом, мы сможем расширять базу и за счет тех абонентов, до которых пока не дотянута инфраструктура. Тарифы на услуги будут примерно на том же ценовом уровне, что и у наших партнеров. Сейчас мы находимся в начальной стадии переговоров.
— В вашем портфеле услуг есть также традиционная телефония. Планируете ли вы развиваться на этом рынке или услуга будет по-прежнему лишь имиджевой и нишевой?
— Да, рынок телефонии мы просматриваем, прощупываем и в ближайшее время надеемся получить весомую отдачу от наших действий. Впрочем, известно, что монополист столичного рынка — МГТС, у нас же пока всего лишь несколько тысяч абонентов. Сначала нам необходимо укрепиться на рынках цифрового ТВ и ШПД и запустить услугу мобильного доступа в Интернет. Потом придет время телефонии. Тогда пакетное предложение из множества услуг сыграет роль и позволит нам заметно расширить абонентскую базу.
— Планируете ли вы новые поглощения на столичном рынке?
— Стратегия компании предполагает гармоничное развитие всех приобретенных активов. Сейчас мы уделяем основное внимание возможностям по выводу бренда "Акадо" на рынок Подмосковья. В то же время и в Москве при наличии адекватного рыночного предложения мы готовы рассмотреть варианты приобретения активов. Впрочем, в планах пока прежде всего строительство сети. До конца года, за исключением отдельных домов и кварталов, у нас будет обеспечено стопроцентное покрытие Москвы.