Выступление директора по стратегическому развитию компании "Суп" Эдуарда Шендеровича 10 сентября 2008 г. на Форуме "Медиа биржа", организованном отраслевой консалтинговой компанией "Бизнес Медиа Консалт".
Почему компании покупают? Можно открыть бизнес и продать его — это достаточно интересная тема, но выстраивать бизнес на продажу — некая глупость. Потому что надо сначала выстроить бизнес, а потом думать о том, что его кто-то купит. А, может, вы его не захотите продавать.
Я работаю в компании "Суп" с 1 августа 2006 года, компания основана 2 года назад Эндрю Полсоном — основателем "Афиши" и Александром Мамутом, который занимается инвестированием культурных проектов. "Суп" занимается Живым журналом, Живой журнал является сегодня российской блогосферой. Это огромный интернет-массив, он сейчас уже собирает аудиторию около 10 млн пользователей интернета. Мы купили Чемпионат.ру и также владеем Газетой.ру, которую мы выкупили у "Коммерсанта".
В принципе, "Суп" — это маленький холдинг, и я расскажу: как этот холдинг устроен, как мы подходили к сделкам в интернете и как мы занимали вершину.
Для начала я расскажу, почему мы покупали активы.
Для чего компании покупают? Компании бывают разные и у разных компаний разные основания для покупок. Какие-то компании, не являющиеся холдингами, покупают другие компании для развития новых направлений. Если это холдинг "Газпром-медиа", например, то он покует крупные активы. Самый большой актив, который он приобрел, — это Rutube.ru. У "Газпрома" уже были телевизионные активы, и ему нужен был интернет-актив, с помощью которого можно было бы распространять видео по интернету. Плюс к этому, они посмотрели на то, что "Гугл" купил Youtube, а Rutube — это просто российcкая версия Youtube. В интернете очень много русскоязычных клонов, сделанных на русском языке для русскоязычной аудитории, и российские компании эти клоны покупают.
Еще компании покупают для освоения новой географии, например, самая крупная интернет-сделка лета — это покупка "Гуглом" компании "Бегун". "Гугл" давно пытался выйти на российский рынок, но у него это достаточно плохо получалось, и он купил "Бегун", который занимается контекстной рекламой, за 140 млн долларов. Это было одно из первых приобретений, где "Гугл" покупал географию. Обычно "Гугл" выходит на рынок и начинает этот рынок разрабатывать.
Существует всего 4 территории, где "Гугл" не является поисковой системой номер один, — это Россия (здесь главная ситема "Яндекс"), Китай, Корея, и, как ни странно, Чехия. "Гугл" выкупил "Бегун" у "Рамблера" и "Финама" и, несомненно, стал ведущим игроком не только в поиске, но и в контекстной рекламе. Он взяли на себя огромное количество денег.
Также компании покупают из-за каких-то конкретных преимуществ или, например, чтобы компания не досталась конкуренту. В 2006 году мы заключили первую сделку по Живому журналу: не купили его, а лицензировали его у компании Six Apart. Одновременно с этим мы купили российскую компанию Ljplus, которая находилась в Питере и представляла дополнительные сервисы для Живого журнала, и сделали это только для того, чтобы компания не досталась конкуренту.
Иногда покупают людей. Компания сама может быть не настолько интересна, насколько интересны те люди, которые ее основали, и их невозможно переманить.
Также покупают для того, чтобы выйти в какие-то новые направления, хотят минимизировать риски.
Есть покупки, например, покупки конкурентов, которые делаются из-за достижения синергитичекого эффекта. Например, покупаются две компании и объединяются расходы по распространению, печати, производству продукции.
Также покупают вертикальных игроков. Мы сделали несколько медийных сделок, но также купили рекламную компанию, которая называется Victory, для того, чтобы у нас была не только медийная оcнова в компании, но также и своя рекламная составляющая. И наше рекламное агентство сейчас занимается продажей не только нашей рекламы, но и продажей других активов, включая Last.fm, Yahoo!, The Times и др.
Еще компании покупают из-за укрупнения. Обычно так действуют компании, которые строят империи, например, компания "Дженерал Электрик" покупает много компаний каждый год из-за увеличения дохода.
Некоторые компании покупают из-за налоговой составляющей. Прибыльные компании покупают неприбыльные бизнесы и наоборот, избежать некоторых налоговых вложений.
В принципе, любая компания, если она не является холдингом, рассматривает ситуацию с точки зрения выгоды: построить самим или купить готовый продукт.