Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Почему компании покупают


19.09.2008

Почему компании покупают

Выступление директора по стратегическому развитию компании "Суп" Эдуарда Шендеровича 10 сентября 2008 г. на Форуме "Медиа биржа", организованном отраслевой консалтинговой компанией "Бизнес Медиа Консалт".

Почему компании покупают? Можно открыть бизнес и продать его — это достаточно интересная тема, но выстраивать бизнес на продажу — некая глупость. Потому что надо сначала выстроить бизнес, а потом думать о том, что его кто-то купит. А, может, вы его не захотите продавать.

Я работаю в компании "Суп" с 1 августа 2006 года, компания основана 2 года назад Эндрю Полсоном — основателем "Афиши" и Александром Мамутом, который занимается инвестированием культурных проектов. "Суп" занимается Живым журналом, Живой журнал является сегодня российской блогосферой. Это огромный интернет-массив, он сейчас уже собирает аудиторию около 10 млн пользователей интернета. Мы купили Чемпионат.ру и также владеем Газетой.ру, которую мы выкупили у "Коммерсанта".

В принципе, "Суп" — это маленький холдинг, и я расскажу: как этот холдинг устроен, как мы подходили к сделкам в интернете и как мы занимали вершину.

Для начала я расскажу, почему мы покупали активы.

Для чего компании покупают? Компании бывают разные и у разных компаний разные основания для покупок. Какие-то компании, не являющиеся холдингами, покупают другие компании для развития новых направлений. Если это холдинг "Газпром-медиа", например, то он покует крупные активы. Самый большой актив, который он приобрел, — это Rutube.ru. У "Газпрома" уже были телевизионные активы, и ему нужен был интернет-актив, с помощью которого можно было бы распространять видео по интернету. Плюс к этому, они посмотрели на то, что "Гугл" купил Youtube, а Rutube — это просто российcкая версия Youtube. В интернете очень много русскоязычных клонов, сделанных на русском языке для русскоязычной аудитории, и российские компании эти клоны покупают.

Еще компании покупают для освоения новой географии, например, самая крупная интернет-сделка лета — это покупка "Гуглом" компании "Бегун". "Гугл" давно пытался выйти на российский рынок, но у него это достаточно плохо получалось, и он купил "Бегун", который занимается контекстной рекламой, за 140 млн долларов. Это было одно из первых приобретений, где "Гугл" покупал географию. Обычно "Гугл" выходит на рынок и начинает этот рынок разрабатывать.

Существует всего 4 территории, где "Гугл" не является поисковой системой номер один, — это Россия (здесь главная ситема "Яндекс"), Китай, Корея, и, как ни странно, Чехия. "Гугл" выкупил "Бегун" у "Рамблера" и "Финама" и, несомненно, стал ведущим игроком не только в поиске, но и в контекстной рекламе. Он взяли на себя огромное количество денег.

Также компании покупают из-за каких-то конкретных преимуществ или, например, чтобы компания не досталась конкуренту. В 2006 году мы заключили первую сделку по Живому журналу: не купили его, а лицензировали его у компании Six Apart. Одновременно с этим мы купили российскую компанию Ljplus, которая находилась в Питере и представляла дополнительные сервисы для Живого журнала, и сделали это только для того, чтобы компания не досталась конкуренту.

Иногда покупают людей. Компания сама может быть не настолько интересна, насколько интересны те люди, которые ее основали, и их невозможно переманить.

Также покупают для того, чтобы выйти в какие-то новые направления, хотят минимизировать риски.

Есть покупки, например, покупки конкурентов, которые делаются из-за достижения синергитичекого эффекта. Например, покупаются две компании и объединяются расходы по распространению, печати, производству продукции.

Также покупают вертикальных игроков. Мы сделали несколько медийных сделок, но также купили рекламную компанию, которая называется Victory, для того, чтобы у нас была не только медийная оcнова в компании, но также и своя рекламная составляющая. И наше рекламное агентство сейчас занимается продажей не только нашей рекламы, но и продажей других активов, включая Last.fm, Yahoo!, The Times и др.

Еще компании покупают из-за укрупнения. Обычно так действуют компании, которые строят империи, например, компания "Дженерал Электрик" покупает много компаний каждый год из-за увеличения дохода.

Некоторые компании покупают из-за налоговой составляющей. Прибыльные компании покупают неприбыльные бизнесы и наоборот, избежать некоторых налоговых вложений.

В принципе, любая компания, если она не является холдингом, рассматривает ситуацию с точки зрения выгоды: построить самим или купить готовый продукт.

www.Broadcasting.Ru