Несмотря на оптимистичные прогнозы аналитиков, российский сотовый ритейл переживает сейчас не лучшие времена. Начиная с весны 2008 г., на этом рынке стал очевидным кризис перенасыщения, который привел к увеличению кредиторской задолженности у всех игроков сотовой розницы. Выходом из сложившегося положения является продажа магазинов.
Одна из федеральных сетей сотовой розницы, компания "Диксис", уже заявляет о возможности продажи своей сети. По словам пресс-секретаря "Диксиса" Надежды Захаровой, "компания активно ведет переговоры по своей продаже". Подробности переговоров Надежда Захарова назвать отказалась, как и озвучить официальные причины для продажи сети. На конец 2007 г. в составе сети в России по официальной информации насчитывалось 1252 магазина, из которых 807 относились напрямую к "Диксису", а 445 являлись франчайзи. Еще 130 магазинами "Диксис" располагает в Казахстане.
По мнению аналитиков на рынке, причиной продажи сети являются долги "Диксиса": на 31 декабря 2007 г. общая величина кредитов компании "Диксис Трейдинг", входящей в ГК "Диксис", со сроком наступления платежа до одного года равнялась 7,44 млрд руб. (около $290 млн), из которых сумма товарного кредита составляла 4,57 млрд руб. ($158 млн). За 2 квартала 2008 г. сумма товарного кредита составила 4,52 млрд руб. ($176 млн). Торговый оборот всей сети в 2007 г. — $960 млн.
В имеющемся в распоряжении CNews ежеквартальном отчете ООО "Диксис Трейдинг" за II квартал 2008 г. говорится, что "сегодня часть оборотных активов финансируется за счет краткосрочного финансирования, а часть — за счет долгосрочного займа. Выручка (за 6 месяцев 2008 г.) снизилась за счет сокращения объемов реализации, которое продиктовано условиями меняющегося рынка, и перераспределения долей телефонов по ценовым сегментам с целью увеличения валовой прибыли (за аналогичный период 2007 г. величина валовой прибыли достигла отрицательного значения (-31 933 тыс. руб.)". Среди главных кредиторов (чья доля превышает 10%) значатся компании Nokia, Samsung и Sony Ericsson. Юрий Брюквин, аналитик "Рустелекома", отметил, что долг всей группы компаний "Диксис" выше, поскольку в торговую сеть входит несколько компаний.
Крупный игрок сотового ритейла "Связной" от комментария относительно перспектив продажи "Диксиса" отказался. В то же время, по словам источника CNews на рынке, переговоры о продаже компании западному инвестору по-прежнему ведут, в частности, акционеры "Телефон.ру" — ИГ "Русские фонды". Юрий Брюквин отмечает, что "переговоры, которые ведут потенциальные покупатели с сотовыми ритейлерами, скорее всего, будут искусственно затягиваться в связи с последними событиями на финансовом рынке".
Будущее большинства ритейлеров видит туманным эксперт-консультант ИК "Финам" Леонид Делицын. Он говорит, что компании брали большие кредиты и сейчас не могут с ними расплатиться, так как их бизнес не растет прежними темпами. "Сейчас сотовому ритейлеру лучше всего продать свою сеть кому бы то ни было, и теперь это становится уже не исключением, а правилом". С другой стороны, отмечает Делицын, с продажей некоторых сетей рынок серьезно не изменится, и у потенциальных покупателей, например, в лице сотовых операторов, проблемы могут возникнуть после покупки: "Им (сотовым операторам — CNews) придется решать много вопросов, касающихся сохранения формальных показателей доходности в отчетности".
В то же время аналитик рынка Михаил Фадеев отметил, что "переговоры о продаже, с одной стороны, обусловлены резко тормозящимся развитием рынка — рост рынка сотовой связи остановился, достигнув насыщения, с другой — ухудшением финансового климата для розничных сетей (новые кредиты не дают, а старые возвращать все сложнее, деньги дорожают по причине общего ухудшения ситуации в экономике). Маржинальность розничного бизнеса уже не такая, какой была несколько лет назад, последние годы сети выживали за счет товарных и денежных кредитов и растущих оборотов. Теперь и с тем, и с другим проблемы. Сетей слишком много, рынок перенасыщен".
C приобретением сотовой розницы операторы получат прямой выход к миллионам абонентов за счет разветвленных сетей салонов, что позволит предложить правильным образом новые услуги, внедрить новые модели бизнеса, свои программы лояльности. Модель весьма распространенная — так живут рынки в Европе и США. Вполне логично, что операторы делают шаги в этом направлении". По словам аналитика, "скорее всего, первыми начнут череду слияний МТС и „Евросеть", так как МТС — наиболее крупный в финансовом отношении игрок сотового рынка. С первой же сделкой статус-кво на рынке изменится и остальным операторам „большой тройки" не останется ничего иного, как последовать примеру МТС — купить себе карманную сетку".
www.cnews.ru