Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Набор инструментов для ИТ-директоров. Попытались подобрать на Russian CIO Summit


29.09.2008

 23 сентября, в Подмосковье прошел последний день ежегодного, уже шестого по счету съезда российских ИТ-директоров Russian CIO Summit –2008, организованного агентством "Форт-Росс", работающим под эгидой ассоциации "Руссофт". Ключевой темой прошедшего мероприятия стал инструментарий для ИТ-директоров – CIO Toolkit, набор стандартов и практик, которыми должен пользоваться CIO как один из участников команды топ-менеджеров. Эта тема так или иначе фактически раскрывалась в каждом из представленных докладов и в дискуссиях. Отличием мероприятия этого года с точки зрения формата стал акцент на ролевые игры: в рамках саммита была проведена масштабная бизнес-анимация с тем же названием - CIO Toolkit.

Мероприятие Russian CIO Summit–2008 проходило в течение трех дней – с 21 по 23 сентября – в подмосковном "Авантель Клаб Истра". Всего его посетило более 200 человек. Это уже шестое мероприятие – саммиты с таким названием проводятся с 2002 года, и до прошлого года они организовывались совместно с московским клубом ИТ-директоров 4CIO.ru, которые в этом году буквально неделю назад провели свое второе цеховое мероприятие CIO&CEO Congress. Это разделение затронуло и региональные инициативы – так, в Петербурге в этом году в начале июня практически одновременно прошли мероприятия CIO Summit St. Petersburg - мероприятие серии Russian CIO Summit, организованное "Форт-Росс", и CIO Congress "Белые ночи", подготовленное при участии петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club.

У "Форт-Росс" это не единственное мероприятие с такой тематикой, например, осенью этого года был проведен первый Russian CSO Summit – первый съезд директоров по информационной безопасности. В прошлом году Russian CIO Summit прошел под эгидой "от директора по информационным технологиям к директору по инновациям".

С организационной точки зрения завершившийся вчера Russian CIO Summit–2008 был разделен на ежедневные ключевые дискуссии или пленарные доклады, который открывали рабочую сессию. В дальнейшем она разделялась на два потока с круглыми столами или дискуссиями по основной теме, которые объединяли ряд докладов. В первый день прошел только установочный круглый стол "ИТ-директор нового поколения: ожидания и задачи", который задал тон всему мероприятию. Второй день открывался сессией "CIO Toolkit – существуют ли стандарты для ИТ-директора", который был продолжен дискуссией "Система координат CIO будущего". Два потока второго дня были отведены таким темам, как "На страже непрерывности бизнеса" и "Взаимодействие CIO в команде топ-менеджеров. Стратегия успеха", которые завершились бизнес-анимацией "CIO Toolkit. Развитие управленческих навыков ИТ-директора в современном деловом мире". Третий день открылся с продолжения данного тренинга, и дальнейшие два потока включили 4 темы: это "Легализация ПО", "Нестандартные подходы к реализации ИТ-проектов", "Построение ИТ-бюджета", "Риски и факторы, влияющие на исполнение проектов в теории и на практике". Можно отметить, что CIO Summit выбрал формат глобальных обсуждений, которые вобрали в себя большое количество докладов, в то время как на прошедшем недавно CIO&CEO Congress был выбран другой путь – множества тематических сессий.

Как рассказали в программном комитете Russian CIO Summit–2008, тема CIO Toolkit была предложена одним из его членов – CIO национального банка "Траст" Алексеем Катричем: "Сегодня становится все более очевидно, что роль информационных технологий как таковых в бизнесе становится менее значимой, поскольку первый бум автоматизации уже прошел, и внедрение ИТ не принесло желаемой экономии, наоборот, во многом увеличило затраты компаний. В связи с этим повышается роль CIO как организатора максимально эффективного процесса с помощью тех самых стандартов, которыми он должен уметь пользоваться. Поэтому тема CIO Toolkit – набора инструментов для ИТ-директора – была взята за основу мероприятия: мы попытались выяснить, какими качествами, навыками, компетенциями и т.д. должен владеть современный ИТ-директор".

В дальнейшем было решено этот подход усилить за счет ролевой игры – бизнес-анимации, которая также была посвящена теме CIO Toolkit. Интересно, что программный комитет сначала рассматривал несколько вариантов, в частности, проведения чего-то вроде "ток-шоу с неудобными вопросами для CIO", но в дальнейшем решили остановиться на формате стандартного тренинга. Тема мероприятия CIO Toolkit – установочной дискуссии, прошедшей в первый день, - "ИТ-директор нового поколения: ожидания и задачи", которая вызвала большой отклик среди аудитории. На ней попытались провести черту, которая отделяла бы ИТ-директора старого поколения, фактически системного администратора и технического специалиста, от CIO "новой эры", который представляет собой высококвалифицированного топ-менеджера, владеющего бизнес-языком и участвующего в процессе стратегического управления компанией. Как отметил один из участников данной дискуссии, сейчас вопрос, который горячо обсуждался на аналогичных мероприятиях прошлых лет – должен ли CIO являться членом совета директоров, - давно уже снят, как уже несколько лет в зарубежной практике, так и у нас в стране (ответ, напомним, – "должен"). "Однако выясняется парадоксальный факт: вроде бы ИТ-директорам дают расширенные права, но они, скорее всего по привычке, не готовы брать на себя обязанности и отвечать, например, своей зарплатой за принятые ими стратегические решения", - отметил этот эксперт.

Выводы, сделанные на данной дискуссии, были дополнены результатами ролевых игр, итоги которых были подведены в последней дискуссии последнего дня (таким образом, с тематической точки зрения мероприятие завершилось тем, с чего началось). Как выяснилось, современный ИТ-директор, собирающийся отвечать высокому званию CIO (букв. – управляющему информационными потоками на предприятии), должен соответствовать ряду требований, большая часть из которых не относится к компетенции в области ИТ (хотя это обязательное условие), а, скорее, к качествам топ-менеджера "из книжек и лучших мировых практик", включая лидерство, креативность, инновационность и т.д. "Скажем так, что уровня MBA современного CIO уже недостаточно", - отметила ведущая этой сессии. Интересно, что, как и на CIO&CEO Congress, в заключительной дискуссии Russian CIO Summit речь шла и о конкуренции ИТ-отдела с другими департаментами предприятия, которые также борются за административные, политические, денежные и т.д. ресурсы. "В этих условиях ИТ-департамент может стать противовесом этому процессу дезинтеграции и взять на себя интеграционную миссию внутри компании", - таково было резюме саммита.

Если говорить о других дискуссиях, то можно отметить, что они затрагивали технические аспекты (например, "На страже непрерывности бизнеса", где обсуждались такие вопросы, как виртуализация, непрерывность доступа к данным, управление неструкутрированным контентом и т.д.) и даже в некоторой степени научные вопросы – это Think Tank "Нестандартные подходы к реализации ИТ-проектов" (где были заслушаны такие доклады, как, например, "Околонаучные методы повышения эффективности MES-приложений" и "Концепция "коллективного разума" как основа построения систем принятия решений"). К "управленческим" можно было отнести дискуссии "Взаимодействие CIO в команде топ-менеджеров" и "Риски и факторы, влияющие на исполнение проектов в теории и на практике". Интересно, что в их рамках было достаточно много интерактива, например, на последней из указанных сессий перед аудиторией ставилась реальная практическая задача проведения ИТ-проекта через согласование с владельцами бизнеса. "Красной нитью" опять, как и в прошлом году, прошла легализация ПО. Что касается интерактивности, была организована сценка прихода представителя правоохранительных органов на предмет проверки лицензионности ПО на предприятии.

В рамках Russian CIO Summit–2008 выставлялись ряд ИТ-компаний, и часть из них анонсировала впервые себя на саммите (как, например, российское подразделение IBA), либо свои продукты или разработки. Так, например, веб-студия Digital Zone анонсировала свою CMS на базе Java. Эта компания участвовала в CIO-мероприятиях впервые, как и еще один игрок с рынка юзабилити – Usability Lab, который хотел донести до ИТ-директоров важность такого критерия, как удобство конкретного пользователя ИТ-приложения. Компания "Тринити", специализирующаяся на серверных и инфраструктурных решениях, представила новую линейку по управлению, мониторингу и контролю доступа к неструктурированным данным. На саммите были представлены и учебные центры, например "Специалист" при МГТУ им. Н.Э. Баумана и УЦ Luxoft (напомним, что последний сейчас активно развивается на рынке, см., например, новость раздела "IT-обучение" от 4 апреля 2008 г.).

В целом участники саммита оценивают мероприятие положительно, но видят и дальнейшие пути его развития. "Russian CIO Summit, несомненно, - это прекрасная площадка для обмена мнениями и опытом, своеобразная школа для ИТ-руководителя. Однако ее посещение скорее будет более полезно новичкам – тем, кто становится ИТ-директором или, скажем, тем, кто стоит на перепутье, т.к. профессионалы обсуждали указанные темы по много раз на различных мероприятиях. Поэтому нужно апробировать новые подходы и форматы, что и было проделано в этом году на примере с бизнес-анимацией", - отметил исполнительный директор дирекции информационных технологий торгового дома "Копейка" Александр Артюхов. "С одной стороны, такие цеховые, собственные мероприятия для ИТ-директоров необходимы. Но на практике общение в связке "ИТ для ИТ" может быть не всегда эффективно, и поэтому было бы интересно искать какие-то контакты для общения с представителями других бизнес-департаментов предприятия – того же маркетинга, финансов, HR и т.д.", - резюмирует CIO сети "Компьютер-центр "Кей" Олег Вайнберг.

Источник: mskit.ru
www.mskit.ru