Демонополизация дальней связи в стране коснулась не только альтернативных операторов. Бывший монополист "Ростелеком", оказавшись в условиях конкуренции, последовательно переходит на рыночные рельсы. Вводя новые тарифы для частных пользователей и налаживая отношения с местными телекоммуникационными предприятиями, он ищет новые методы работы с клиентами и явно стремится изменить представление о себе как о консервативной и неповоротливой госструктуре, которая боится любых перемен.
Когда летом нынешнего года предприятие приняло долгосрочную программу развития, мало кто придал этому документу большое значение. Между тем в нем определена цель компании — трансформация в лидирующего оператора, оказывающего полный комплекс услуг для физических лиц и корпоративных клиентов на всей территории РФ и за ее пределами. И, похоже, некоторые идеи данного концептуального материала уже начинают претворяться в жизнь.
Я имею в виду два события последнего месяца, свидетелем которых я был, — выступление представителя "Ростелекома" на конференции Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) в октябре и вывод на рынок нового тарифного плана (ТП) под названием "Ветер перемен" в ноябре.
На заседании секции АДЭ "Трансформация бизнеса: от сетей к сервисам" выступил директор департамента продуктов и маркетинга "Ростелекома" Родион Левочка. Он поставил, казалось, простые вопросы: можно ли сегодня на фиксированных сетях связи реализовать бизнес-модель, характерную для виртуального оператора (Virtual Network Operator, VNO)? Есть ли для магистральных операторов место на рынке для работы с добавленной стоимостью?
Оказывается, дело это вполне реальное и в мировой практике уже есть примеры VNO, которые строят бизнес на арендованных ресурсах фиксированных операторов, в частности фирма Virtela Communications. Магистральный оператор, схожий по масштабам с "Ростелекомом", не может выступать на рынке столь же гибко, как VNO. Между тем он обладает дефицитным и капиталоемким инфраструктурным ресурсом, которого нет у небольших местных фирм и с которого вполне можно получить дополнительный доход.
Высокая конкуренция на рынке связи и усиливающиеся требования к региональным и муниципальным телекоммуникационным компаниям заставляют их искать новые способы предоставления услуг связи, предлагать гибкие условия пакетизации, реализовывать новые бизнес-модели, основанные на партнерстве и сотрудничестве между различными игроками рынка. Потенциальными VNO в регионах могут стать интернет- и контент-провайдеры, операторы местной связи, коммунальные службы, гостиницы, сети кафе и т. д. "Нам нужны партнеры, готовые тонко реализовывать сервисы, — отметил Левочка. — Мы хотим организовать пилотную зону. Есть ли в аудитории представители фирм, желающих вступить в партнерские отношения и готовых к эксперименту?"
Так доклад "Ростелекома" — надо сказать, единственный такого рода на этой секции — из категории обзорно-теоретического превратился в экспериментально-практический и проложил для региональных провайдеров путь к созданию совместно с национальным оператором дальней связи реальных услуг на виртуальной платформе.
"Ситуация на телекоммуникационном рынке диктует необходимость индивидуального подхода к отдельным сегментам потребительского рынка, поэтому мы изыскиваем дополнительные возможности для привлечения пользователей, — признался г-н Левочка. — Рассматриваемая нами сейчас модель партнерства на основе VNO позволяет наиболее полно задействовать ресурсы сети связи компании и значительно снижает стоимость привлечения абонентов".
Что касается ТП "Ветер перемен", то он рассчитан на услуги междугородной телефонной связи и действует для всех абонентов — физических лиц. Особенностью плана является то, что его тарифы ниже действующих тарифов "Ростелекома" как для абонентов, выбравших эту компанию в качестве постоянного оператора (pre-select), так и для тех, кто выбирает "Ростелеком" при каждом междугородном звонке (hot choice).
Отличием нового ТП является уменьшение цены на наиболее востребованные направления для каждого субъекта РФ, а также значительное снижение стоимости звонков в большинстве регионов на дальние расстояния (за исключением Москвы и Башкирии, где введена "плоская двухуровневая шкала": для Москвы на расстояние свыше 100 км и для Башкирии на расстояние свыше 600 км установлена единая цена на все междугородные зоны и направления в любое время суток).
Теперь у любого абонента "Ростелекома" есть выбор: можно по умолчанию остаться на старом тарифе или перейти на новый. Правда, для того чтобы подключиться к новому тарифу, клиенту придется прийти в ближайший офис оператора местной связи и подписать документы о выборе ТП. Но для абонентов Москвы, Татарии и Башкирии достаточно всего лишь позвонить с домашнего телефона на "интеллектуальный"номер 8-800-100-25-25 (он бесплатный для звонящего).
По данным компании, сегодня "Ростелеком" в качестве постоянного оператора по ныне действующему ТП "Население-1" выбрали 1,7 млн. частных пользователей, в том числе в Москве — 650 тыс. Маркетологи фирмы не скрывают, что новые тарифные предложения направлены на привлечение клиентов на pre-select. Они рассчитывают, что до середины 2009 г. "Ветер перемен" привлечет еще приблизительно 5 млн. абонентов.
"Мы движемся к тем подходам, которые применяются на Западе, — сообщил Родион Левочка. — Сейчас мы хотим посмотреть на реакцию рынка на новый ТП. Основной принцип последующей тарифной политики — нишевые предложения, рассчитанные на отдельные сегменты рынка".
Компания настроена использовать те маркетинговые инструменты, которые в современных условиях приносят успех, и готова сделать все необходимое для упрочения своего места на рынке. В целом, по оценке руководства "Ростелекома", доля предприятия в сегменте обслуживания населения к 2013 г. не должна опуститься ниже уровня 65%, а в секторе корпоративных пользователей — ниже 25%.
www.pcweek.ru