Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Павел Ройтберг (МТС Россия): "Кризис усиливает дисциплину"


03.12.2008

Павел Ройтберг (МТС Россия) "Кризис усиливает дисциплину"

В 2008 году МТС объявила направление дополнительных услуг (value added services, VAS) приоритетным в развитии компании. О том, как отразится на рынке дополнительных услуг финансовый кризис, о ситуации с запуском 3G в Москве, а также о своем видении рынка VAS в интервью корреспонденту РБК daily Александру Дементьеву рассказывает директор департамента по развитию продуктов и услуг "МТС Россия" Павел Рщйтберг.

— Ранее МТС объявила о планах в течение трех лет довести долю VAS-услуг в структуре выручки до 20%. Корректируете ли вы эти прогнозы с учетом нестабильной ситуации на финансовых рынках?

— Корректировать прогнозы не будем. Мы всегда подходили к развитию сегмента VAS с позиции эффективности. Кризис просто усиливает дисциплину. Если раньше мы могли пойти по пограничному пути при запуске новых проектов, то сегодня любая новая услуга обязана быть экономически эффективной.

— Прогнозируете ли вы серьезное падение спроса на дополнительные услуги в нынешней ситуации?

— Совершенно неочевидно, что кризис отразится на услугах подобным образом. Многие западные аналитики отмечают, что люди в период кризиса, к примеру, начинают больше смотреть телевизор. Контентные сервисы носят такой же характер. Так что существует две теории: одна предполагает, что рынок дополнительных услуг сократится, а другая — что его, напротив, ждет рост. Сейчас конкурентами контентных сервисов являются походы в театры, рестораны, музеи. Если вдруг людям придется от этого отказаться, то контентные развлекательные сервисы могут стать альтернативой.

— Как повлиял запуск 3G в некоторых городах на спрос на дополнительные услуги? Каковы ваши планы по развитию 3G в России?

— Сейчас сетью 3G МТС охвачено десять городов России, до конца года сети будут действовать в 14—20 городах. В тех регионах, где сети 3G уже запущены, мы наблюдаем рост потребления услуг передачи данных. К примеру, в октябре объем интернет-трафика в сетях 3G в России вырос в три раза по сравнению с предыдущим месяцем, до 8 Тб. Коммерческий старт сетей 3G в регионах позволил МТС в третьем квартале этого года выйти на первое место среди операторов "большой тройки" по доходам от передачи данных. В целом доля VAS в выручке МТС составляет 15—16%, а у тех же европейских операторов, у кого есть полное покрытие 3G, эта доля превышает 20%. Поэтому главной проблемой для нас остается лишь отсутствие 3G в Москве — из-за этого сдерживается федеральное продвижение.

— А какова сейчас ситуация с 3G в Москве?

— Надеемся, что вопрос о запуске 3G в Москве будет решен уже в начале 2009 года, по крайней мере частично. Сейчас ведутся тесты на совместимость 3G-сетей в зданиях и в метро. Если у наших абонентов появится возможность пользоваться 3G в зданиях, то основная проблема будет решена. Может быть, с некоторыми ограничениями по мощности будет разрешено использовать 3G и на улице.

— Какова сейчас у МТС структура доходов от VAS и в какую сторону в дальнейшем, на ваш взгляд, будет двигаться рынок?

— Пока наибольшую долю в доходах занимает сегмент передачи сообщений. Этот сегмент постоянно растет, но его доля в общем "пироге" снижается, а вот доля доходов от контента и мобильной рекламы растет, увеличиваются доходы от передачи данных. Уже сегодня число мобильных абонентов Интернета сравнялось с числом пользователей фиксированного Интернета. Например, услугами GPRS и WAP только в сети МТС пользуются 13,4% от всей абонентской базы. Прибавьте сюда пользователей мобильного Интернета в других сетях — получается, что мобильным Интернетом в России пользуется большое число россиян. Хотя пока объемы проходящего трафика и доходы от мобильного Интернета несопоставимы с фиксированным, со временем рынок мобильного Интернета будет двигаться по сценарию, близкому к тому, как развивался сегмент фиксированного ШПД.

Возьмем сегмент мобильной рекламы — пока доходы от нее близки к нулю, на рынке в основном пилотные проекты. А ведь если посмотреть на то, как развивался Интернет, рекламодатели тоже не сразу оценили этот рынок. И лишь после того, как появились крупные проекты, такие как Google, произошла революция и доходы от рекламы стали существенными.

Сейчас мы реализуемым два пилотных проекта в области мобильной рекламы на базе SMS и MMS. Также для нас полезно сотрудничество с Vodafone и членство в Ассоциации мобильного маркетинга — мы планируем обмениваться опытом и использовать на отечественном рынке доказавшие свою эффективность бизнес-кейсы мировых лидеров. Это позволит нам пойти самой эффективной дорогой при развитии в том числе и сегмента мобильной рекламы.

— Рассматриваете ли вы возможность создать собственное контентное подразделение?

— Сейчас на рынке этим бизнесом занимаются отдельные игроки, которые конкурируют за право поставлять нам контент, предлагая более выгодные условия. Мы четко отслеживаем качество их работы, и нас вполне устраивает модель такого аутсорсинга. Особого смысла для нас в создании контентного подразделения нет — оно будет обходиться дороже.

Мы изначально исходили из такой модели взаимодействия, работая с лидерами рынка в каждом направлении, которые агрегируют для нас востребованный рынком контент. В этом году мы внедрили модель разделения доходов от WAP-трафика. Эта модель позволила создать благоприятные условия для развития новых контентных направлений — пользовательского контента, социальных сервисов. Ведь в новые сервисы никто не решался инвестировать, а модель деления доходами дала возможность их развивать.

— Недавно медийная "дочка" АФК "Система" — "Система Масс-Медиа" (СММ) — разработала стратегию развития — компания сделает ставку на телевизионный контент. Сотрудничаете ли вы с СММ и каковы ваши планы по развитию отношений?

— СММ — один из поставщиков контента для МТС, отношения у нас коммерческие. Но сегодня спросом пользуются короткие видео, музыкальный контент, а мобильный ТВ-контент — дело будущего, поэтому его доля в нашем обороте невелика. С дальнейшим развитием рынка, с запуском мобильного ТВ СММ начнет играть все более значительную роль.

— МТС параллельно развивает два проекта мобильного ТВ: на базе сети DVB-H СММ и в сети 3G. Оправданно ли развитие сразу двух проектов?

— На мой взгляд, DVB-H и 3G — это звенья одной цепи. Все видеосервисы очень удобно запускать через 3G. Если же говорить о телевизионных трансляциях для массового просмотра, то здесь DVB-H вне конкуренции. К примеру, если транслировать интересный футбольный матч в прямом эфире, то емкости сети 3G не хватит, какова бы она ни была. А эфирная технология DVB-H нечувствительна к росту числа зрителей. Поэтому через несколько лет в мобильном телефоне абонента будет просто единое программное приложение, позволяющее использовать обе сети.

— МТС неоднократно говорила о формировании единого источника любых телекоммуникационных услуг в своем лице. Когда это может быть реализовано с учетом того, что стоимость доступа в Интернет в разы превышает стоимость аналогичных услуг фиксированных операторов?

— Мы постепенно приближаемся к этому за счет развития 3G и строительства собственных оптоволоконных сетей, которые становятся основой развития ШПД. Уже сейчас мы предлагаем интернет-трафик по конкурентным ценам в пакетных предложениях — от 1,5 руб. за 1 Мб. Не соглашусь, что наши цены неконкурентоспособны по сравнению с провайдерами фиксированного ШПД — цены на их услуги за пределами Москвы по-прежнему очень высоки. Поэтому во многих российских регионах мобильный ШПД — реальная альтернатива фик-сированному.

Источник: РБК daily
www.rbcdaily.ru