Операторы сетей широкополосного доступа и сейчас покупают права на дистрибуцию музыки, видео и др., но получают доступ к ограниченной базе контента, которая редко удовлетворяет запросам широкого круга абонентов, объясняет Ребров. Вдобавок правообладатели часто требуют с операторов гарантийный платеж, желая подстраховаться, говорит он: ведь размер платы за использование контента зависит от количества просмотров, а контролировать этот показатель, например, в кабельных сетях владельцы прав не могут.
Задача, продолжает Белова, — создать "биржу" для торговли контентом и услугами связи. Все сделки на ней должны закрепляться соглашениями, регламентирующими качество доставки сервисов, условия оплаты и доступа к данным об использовании контента.
Затраты на создание системы собеседники "Ведомостей" оценивают в $7-10 млн; эти деньги пойдут, в частности, на поддержку инфраструктуры для публикации контента, системы взаиморасчетов (прототип уже разработан) и на оплату труда администраторов биржи. Учредителем биржи, по их мнению, могла бы стать ассоциация; интерес к проекту уже проявили "Синтерра", "Таттелеком", "Северо-Западный телеком", "Транстелеком" (ТТК), "Вымпелком", "Централ партнершип" (ЦПШ), Story Pictures, ряд операторов домашних сетей Москвы и Петербурга и др.
ЦПШ знает о проекте и следит за его развитием, говорит директор по связям с общественностью компании Юлия Куликова. Представители ТТК и "Вымпелкома" также подтвердили участие в переговорах о создании биржи. "Вымпелкому" проект интересен, так как упрощает работу с большим числом правообладателей, объясняет его директор по развитию широкополосного доступа Александр Малис. Биржа контента — интересная идея, считает пресс-секретарь "Синтерры" Екатерина Андреева. Но пока "дочка" этого холдинга — "Синтерра-медиа" сама перепродает "рейтинговый эксклюзивный контент" (например, трансляции спортивных турниров) крупных российских вещателей другим телекомпаниям и операторам. В 2007 г. "Синтерра-медиа" заработала, по данным "СПАРК-Интерфакс", 96,3 млн руб. (РСБУ). Участвовать ли в создании биржи, "Синтерра" решит, изучив детали проекта, обещает Андреева.
Биржа избавит операторов от необходимости тратить сотни тысяч долларов на покупку прав перепродажи медиаконтента, замечает Ребров, а абоненты получат максимально широкий выбор интерактивных медиасервисов. Сформировать пакет из нескольких каналов стоит десятки миллионов долларов, замечает менеджер одного из операторов, участвующих в переговорах. А покупка фильма на срок от месяца до трех — $1000-10 000, добавляет представитель другого.