В своем отчете "Прогноз основных направлений развития высоких технологий, телекоммуникации, развлечений и СМИ в 2009 году" Группа "Делойт Туш Томацу" по оказанию услуг компаниям, работающим в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ, объявила о прогнозах, сделанных для отрасли телекоммуникаций на 2009 год.
Максим Чаплыгин, партнер "Делойта" в СНГ по предоставлению услуг в секторе телекоммуникаций, приводит следующие комментарии:
"В нашем прогнозе эксперты "Делойта" излагают свое видение тенденций на глобальном рынке телекоммуникаций в 2009 году. В текущем году эти тенденции во многом определяются мировой экономической ситуацией. Несмотря на то, что сектор телекоммуникаций в России и других странах СНГ выглядит достаточно стабильным по сравнению с другими отраслями экономики, он вряд ли сможет полностью избежать последствий глобального экономического кризиса. Поэтому многие проблемы и тенденции глобального рынка телекоммуникаций будут интересны и для российских компаний данного сектора экономики".
Важность информации об абонентах.
Информация о потребителях на протяжении нескольких десятилетий была частью активов телекоммуникационных операторов. Крупнейшие из них располагали объемами подобных данных, исчислявшимися терабайтами. Но до сих пор процессу сбора данных о потребителях, сетях и операциях уделялось больше внимания, чем их анализу. Для того, чтобы регулировать свои расходы, клиенты будут искать более выгодные предложения, что, в свою очередь, скажется на прибыли операторов. Более качественная информация о потребителях, дающая понимание того, что для клиента представляет настоящую ценность, может помочь операторам удерживать собственных клиентов и привлекать клиентов своих конкурентов. Сбор информации не должен нарушать конфиденциальность клиента. Операторам необходимо отслеживать изменения в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы обеспечения сохранности клиентской информации.
Цифровые коммуникации теряют смысл.
Скорее всего, в 2009 году сотрудники компаний будут общаться друг с другом, используя самые различные цифровые средства коммуникации, и в больших объемах, чем когда-либо ранее. Однако увеличение количества способов и вариантов коммуникации, в том числе цифровых, не предполагает улучшения ее качества. Несомненным остается тот факт, в 2009 году цифровые решения в области коммуникации (чаще всего - электронная почта) будут не только передавать информацию, но и мешать выполнению непосредственных обязанностей сотрудников. К текущему моменту полезный эффект от использования электронной почты снизился, поскольку объем входящих сообщений постоянно увеличивается, в том числе за счет спама, а пользователи по-прежнему отправляют большое число сообщений и пользуются крупными списками рассылки. Ожидается, что за 2009 год среднестатистический офисный работник проверит свой почтовый ящик более 50 раз и отправит более 160 сообщений, что в совокупности будет занимать у него до двух часов в день. Причиной столько активного использования цифровых средств коммуникации, в особенности электронной почты, является исключительно человеческий фактор. Компании могли бы рассмотреть возможность отказа от использования электронной почты в течение одного дня в неделю. Попытка таким образом остановить поток сообщений может хотя бы на время положительно повлиять на производительность труда сотрудников, позволяя им концентрироваться на текущей работе. В некоторых случаях ограничение количества сообщений в день может приучить сотрудников к избирательности при использовании цифровых средств коммуникации.
Конвергенция изменит мобильный телефон.
Объединение раздельных технологий в единую систему позволяет улучшить их свойства, увеличить объем их использования и, в конечном счете, предоставить дополнительные преимущества клиентам. Существовавшие ранее планы по конвергенции в области мобильной связи большей частью не осуществились, поэтому потребителям, желающим использовать устройства с максимальными техническими характеристиками, не остается ничего другого, кроме как иметь при себе несколько устройств мобильной связи. Но в 2009 году свою роль сыграют снижение цен на комплектующие и значительное уменьшение их физических размеров. Однако наиболее важным фактором, способствующим конвергенции, скорее всего, станет более качественная интеграция огромного количества функций, существующих на сегодня в мобильных телефонах. Спрос на продукты конвергенции помимо растущей привлекательности технических характеристик, вероятнее всего, будет повышаться за счет большей осмотрительности потребителей, желающих приобрести одно устройство мобильной связи с множеством функций по более низкой цене вместо того, чтобы использовать несколько устройств одновременно.
Болезнь роста широкополосной мобильной передачи данных.
В 2008 году число пользователей услуг ШПД росло быстрее числа пользователей других услуг мобильных операторов. Клиенты стремились воспользоваться услугами компаний, предлагавших такую скорость передачи данных, которая могла конкурировать со многими предложениями услуг ШПД операторами фиксированной связи. Операторы стремились предлагать такие услуги, которые могли бы увеличить количество абонентов и позволить получить желаемый доход от передачи данных. Для того, чтобы обслуживать растущее число пользователей услуг ШПД, операторам в общей сложности придется потратить десятки миллиардов долларов. Сейчас в некоторых мобильных сетях объем передачи данных превышает объемы голосовой передачи, и затраты на их обслуживание могут заметно снизить объемы прибыли.
Один за всех и все за одного: оптоволоконные сети могут изменить формат конкуренции.
В течение последних лет благодаря способности обеспечивать высокую пропускную способность на больших расстояниях широкую популярность приобрели сети передачи данных на основе оптоволокна. Ужесточившаяся конкуренция вынуждала многих операторов прибегать к использованию именно оптоволоконных технологий. Однако переход на оптоволокно требует от операторов привлечения крупных инвестиций, что, в свою очередь, возможно лишь при условии окупаемости проекта. В 2009 году данная тенденция может измениться, и операторы связи будут искать новые способы поддержания своей конкурентоспособности. Так, например, предоставление только одной услуги Triple-play в условиях сокращения спроса и увеличения стоимости финансирования не сможет обеспечить уровень прибыли от капиталовложений, необходимый для того, чтобы окупить затраты на строительство оптоволоконной сети.
www.news.nag.ru