Побеседовать на эту и некоторые другие темы нам удалось с Игорем Никулиным, директором департамента информационных технологий компании КРОК.
- В последнее время весь российский и мировой бизнес говорят о финансовом и банковском кризисе, как вы считаете, насколько сильно снижение экономической активности может сказаться на реализации проектов по автоматизации бизнеса, а также на реализации государственных ИТ-программ?
- В среднесрочной перспективе автоматизация бизнеса, скорее всего, замедлится, а акцент сместится в сторону построения систем, позволяющих оптимизировать затраты или получать оперативную информацию. Растёт спрос на приложения, причем в первую очередь – на финансовые модули, например, внедрение систем бюджетирования. В последнее время все большую популярность обретет аутсорсинг, поскольку это дешевле, чем содержание собственных сотрудников.
Государственные программы так же замедлятся. С одной стороны идет сокращение бюджетов, с другой – поскольку бюджеты выделены в рублях, а большая часть ИТ-оборудования производится в евро/долларовой зоне, снижаются объемы закупок.
- Ваша компания уже успела ощутить на себе снижение активности, если да, то где (в каких секторах) оно наиболее заметно?
- Безусловно, мы, как и, пожалуй, все компании на рынке, наблюдаем снижение активности. Компании сокращают бюджеты и режут затраты. Первые "звоночки" начались еще в середине 2008 года региональные телекоммуникационные и энергетические компании, металлургические предприятия стали сокращать количество проектов. Сейчас это в той или иной мере касается всех секторов. Кроме того, мы ощутили на себе изменения в структуре запросов. Сейчас компаниям необходимы решения, позволяющие максимально быстро адаптироваться к новым условиям.
- Ваш общий прогноз по развитию российского рынка ИТ-консалтинга? Будут ли какие-то слияния и поглощения?
- Не думаю, что в этом году можно говорить о перспективах какие-то крупных проектов слияний, объединения участников рынка. Даже планировавшиеся проекты могут быть пересмотрены или отложены до прояснения ситуации в экономике в целом и стабилизации рынков. Тем не менее, нельзя полностью исключать, что в нынешнем году те или иные процессы реструктуризации на рынке ИТ могут произойти. Однако это, возможно, только если речь идет о поглощении разорившихся компаний.
Несколько слов о программах внедрения электронного документооборота.
- Сейчас на рынке присутствует масса решений для реализации электронного документооборота. Есть решения для больших компаний, где работают более 1000 человек, но есть решения и для малого бизнеса. Какие из них наиболее внедряемы в России и насколько "созрели" небольшие компании для перехода на цифровую форму делопроизводства?
- В зависимости от размера компаний потребность в документообороте существенно различается. Крупные компании внедрят системы электронного документооборота (СЭД) для получения достоверной и оперативной информации, принятия управленческих решений и повышения прозрачности как документооборота, так дисциплины. Любая крупная компания обладает бюрократическим аппаратом, и чем компания больше, тем больше потребность в подобном аппарате. Именно поэтому у крупных компаний потребность в СЭД гораздо выше. А для потребностей малого бизнеса, как правило, не требуется полноценной СЭД, достаточно электронной почты и простой учетной системы. Поэтому для малого бизнес наиболее актуальны системы электронных архивов и хранилища для коллективной работы сотрудников над документами.
- Как, по-вашему, что мешает многим компаниям отказаться от привычных бумажных документов и перейти "на цифру"?- В первую очередь это связано с неразвитостью законодательства в области документооборота и обеспечения юридической значимости. В связи с этим обмен документами даже внутри одной компании, не говоря уже об обмене документами с цифровой подписью между двумя организациями, не простая задача. Решения, обеспечивающие юридически значимый документооборот, отличаются высокой стоимостью. Ну и, конечно, привычка. Зачастую, управленческие позиции на предприятиях занимают люди старшего поколения, обладающие определенным уровнем недоверия к информационным технологиям. Поэтому чаще всего переход к полноценному электронному документообороту происходит с приходом нового поколения управленцев.
- По прогнозам рейтингового агентства Fitch в 2009 году доходы российских регионов резко снизятся. Насколько внедрение систем электронного документооборота будет интересно и актуально для региональных компаний?
- Для крупных компаний внедрение СЭД актуально в независимости от территориальной принадлежности. Переход на полноценные системы электронного документооборота взамен учетным системам позволяет компании быть более мобильной на рынке. Однако, к сожалению, далеко не все компании это понимают и, видимо, в ближайшее время все же можно ожидать стагнацию рынка документооборота.
- Компании, ранее внедрившие системы электронного документооборота, в большинстве своем готовы к внедрению систем, автоматизирующих остальную часть бизнеса (CRM, ERP и т д)?
- Наш опыт показывает, что компании либо приходят к пониманию потребности различных информационных систем одновременно, и тогда проекты по созданию документооборота и других крупных систем идут параллельно, либо компании внедрив документооборот, постепенно повышая компьютерную грамотность и ощущая эффект от создания системы, переходят к автоматизации различных частей своего бизнеса.
- Полагаясь на ваш опыт, можно ли сказать, что в некоторых отраслях автоматизация представляется крайне затруднительным и трудоемким процессом, а в других она сводится к внедрению шаблонного решения?
- На самом деле выбор подхода к автоматизации не зависит от отрасли. Можно выделить три подхода к автоматизации: адаптировать свои бизнес-процессы и правила к готовому решению, автоматизировать бизнес-процессы с учетом специфики конкретного предприятия, использовать "шаблонное решение" на первом этапе проекта, а в дальнейшем вносить необходимые изменения в систему. Последнее время все чаще предприятия идут именно по третьему пути, т.к. этот подход позволят взять самое лучшее из первых двух подходов.
Далее побеседуем о такой проблеме, как создание Электронного Государства.
- В России программа Электронного Государства реализуется уже не первый год. В самом начале многие эксперты говорили, что автоматизация федеральных, муниципальных и прочих ведомств, служб и агентств должна решить многие проблемы граждан и бизнеса, однако и по сей день предпринимателям приходится простаивать в очередях за лицензиями, гражданам месяцами ждать заграничных паспортов и т д. Когда можно будет говорить о том, что государство действительно стало электронным?- Видимо, в тот день, когда мы сможем заказывать заграничный паспорт, не выходя из дома, а очереди превратятся из реальных в "виртуальные". В действительности, электронное государство – это реальность даже не завтрашнего дня. Сегодня нет устоявшихся электронных взаимодействий между ведомствами, а муниципальные и региональные службы еще далеко не везде автоматизированы.
- Ожидаете ли снижения активности или стоимости госзаказов в связи с нынешними событиями в российской экономике? Почему?
- Снижения не ожидается, только пропорционально снижению выделяемым бюджетным средствам и роста курсу доллара. Стоимость может быть снижена только за счет большей конкуренции, но и тут есть предел. Если довести ситуацию до абсурда, может пострадать качество. Если тендеры будут выигрываться по демпинговым ценам, это еще не означает, что работы будут выполнены качественно и в срок. Поэтому, на мой взгляд, не стоит ожидать резкого снижения цен. Наоборот, стоимость контрактов будет расти пропорционально росту курса доллара.
/www.cybersecurity.ru