Следует понимать, что основные причины, подталкивающие оператора для перехода на новую сеть - рост запросов клиентов и связанные с их удовлетворением операционные расходы - никуда из-за кризиса не исчезли. Фактически, цифровая эра продолжает свое неуклонное развитие, и потребность клиентов в пакетном обслуживании только растет. Соответственно, конечный пользователь готов платить за те самые услуги, которые могут быть затронуты негативными тенденциями уже в самое недалекое время.
В "домашнем" секторе самые разнообразные телекоммуникационные услуги в ближайшей перспективе будут вытеснять другие виды развлечений, связанных с выходом из дома и тратой дополнительных средств. Пользователи будут заинтересованы в большом количестве видов обслуживания, которые можно будет легко выбирать и гибко адаптировать к своим текущим потребностям. Связанные с попыткой экономии, массовые сокращения расходов на поездки, могут привести к увеличению роли сетевого взаимодействия между людьми, которое будет выражаться в росте популярности телеконференций и видеоконференций. Поэтому общий экономический спад может привести к росту потребности в полосе пропускания сетей. И увеличение пропускной способности своей инфраструктуры станет в этом случае для оператора предельно эффективной финансово.
На самом деле, безвозвратный процесс перехода на сети следующего поколения уже стартовал. Значительное число местных и глобальных операторов начали серьезную модернизацию своих сетей. Имея на вооружении более гибкую и адаптивную инфраструктуру, они смогут предложить больше качественных услуг по меньшей цене и с меньшими операционными затратами. Кроме того, благодаря способности NGN поддерживать любые услуги связи в конвергентных сетях, оператор может резко расширить перечень предоставляемых услуг, что приведет к некоторому размыванию границ между телефонными, кабельными и сотовыми компаниями.
Возвращение инвестиций при этом напрямую зависит от уровня удовлетворенности клиента. Соответственно, те компании, которые будут медлить с развертыванием передовых услуг на базе современных сетей, рискуют растерять клиентскую базу, что означает неминуемый уход с рынка.
Излагаемое представление о том, что NGN-революция продолжается несмотря на глобальную экономическую рецессию, может показаться весьма спорным для операторов, сокращающих инвестиции с целью экономии. Однако, как это ни парадоксально, именно общий спад может оказаться наиболее благоприятным временем для успешной и наименее безболезненной трансформации как инфраструктуры, так и всех бизнес-процессов. У компаний появилась возможность выделить персонал и ресурсы для обучения и наработки опыта в новом для себя направлении деятельности. Легче пройдут и все необходимые организационные изменения.
Следует также отметить, что поставщики телекоммуникационного оборудования целиком разделяют все трудности, испытываемые операторами. Это значит, что они также заинтересованы в переходе телекоммуникационных компаний на NGN, а это, в свою очередь, означает более широкие возможности по налаживанию широких стратегических отношений и поиску наиболее выгодных партнеров. В интересах продавцов обеспечить выживание и скорейший рост своих операторов-покупателей, поэтому с ними легче будет договориться и в отношении условий сделок.
Профессор гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School), Роберт Каплан (Robert S. Kaplan), придумал новый термин - STRATEX (strategic expenses - стратегические расходы), подразумевающий определение тех ресурсов, которые требуются для долговременного благоприятного стратегического развития. Во время экономического кризиса эти ресурсы должны рассматриваться отдельно от CAPEX и OPEX, а также иметь гарантии защиты от посягательств с целью получения краткосрочной финансовой выгоды. Оператор, вынужденный сокращать расходы, должен начинать с CAPEX и OPEX, оставляя STRATEX на самый крайний случай. Ведь именно STRATEX дает шанс на развитие компании в будущем.
Планирование STRATEX зависит от текущей ситуации оператора: потребностей клиентов, наличия конкурентов, особенностей и уровня используемой инфраструктуры. Расходы на STRATEX надо спланировать таким образом, чтобы при минимальных инвестициях в условиях кризиса сохранить возможность технологического рывка и быстрейшего перехода к NGN после того, как проблема с финансами будет решена. Компании, которые не озаботятся стратегическим планированием и поиском партнеров во время кризиса, окажутся далеко позади в тот момент, когда кризис пойдет на спад. Поэтому именно кризис лучшее время, чтобы думать о телекоммуникациях следующего поколения.
www.news.nag.ru