В украинском телекоме назрел скандал между "МТС-Украина" и оператором life:). Все началось с массовой рассылки SMS-сообщений "МТС-Украина" на номера life:) с предложением перейти на их сеть. На следующий день, life:) организовал ответную рассылку на номера "МТС-Украина". Этот шаг искренне удивил руководство "МТС".
В понедельник, 16 марта, оба оператора созвали журналистов. Встреча life:) была посвящена результатам 2008 г. и планам на 2009. О SMS-рассылке вспомнили только во время сессии вопросов и ответов. В "МТС" именно рассылка стояла во главе угла, а встреча проходила под лозунгом "мы против неэтичных действий конкурентов".
Причиной для организации рассылки на номера life:) "МТС-Украиной" послужили некорректные, по их мнению, действия конкурентов. А именно, телевизионная реклама, в которой оператор предлагал принести старую SIM-карту любого оператора взамен получив новую life:). По мнению Василя Лацанича, директора по маркетингу "МТС-Украины", данная реклама нарушает "все мыслимые и немыслимые этические правила и принуждает абонентов отдавать старые SIM-карты". Надежда Лубнина, начальник отдела внешних связей life:) уверяет, что оператор не забирает старую SIM-карту, а просто регистрирует ее.
Напомним, что акция "Принеси. Получи!", из-за которой разгорелся скандал, уже проходила несколько лет назад. Тогда доминирующие игроки GSM-рынка обратились в Антимонопольный Комитет (АМКУ) с целью признать рекламу некорректной и нарушающей закон. Ответ АМКУ пришел через год после регистрации заявления. В нем значилось, что комитет рекомендует оператору в дальнейшем воздержаться от проведения подобных акций. Видимо, рекомендации не дошли до адресата.
В рекламе life:) SIM-карты других операторов называют "мотлохом" (в переводе с укр. – хламом). Этот факт сыграл решающую роль в проведении рассылки.
О количестве разосланных SMS оба оператора умалчивают. Вернее не умалчивают, а называют несоответствующие цифры. Озджан Эрмиш, директор по маркетингу и продажам индивидуального сегмента life:) отмечает, что на его сеть пришло более 1 млн SMS, а в ответ было отправлено всего 180 тысяч. Василь Лацанич говорит с точностью до наоборот – в сеть "МТС" было направлено более 1 млн SMS, а в обратную сторону – в 10 раз меньше.
Единственный факт, который хоть как-то может сгладить разницу в цифрах – длина SMS. "МТС" отправлял сообщения кириллицей в количестве двух сообщений абоненту. Каждое из двух SMS, в свою очередь состояло из двух частей (по 70 символов каждая). Таким образом, каждый уникальный номер (абонент) получил 4 SMS, поэтому цифру, озвученную Озджаном Эрмишем в 1 млн можно смело разделить на 4. Тем не менее, это не объясняет слов Василя Лацанича о том, что в размеры рассылок отличаются в 10 раз.
Еще один факт, в котором никак не сходятся конкуренты – это база рассылки. Оба оператора соглашаются, что пул номеров был выбран исходя из данных о звонках на другие сети. В "МТС" говорят, что рассылка проводилась только по номерам, ARPU (Average Revenue Per User – доход от абонента в месяц) которых очень низкий. Как следствие, эти абоненты не представляют большого интереса в плане прибыли. Странно, что SMS-рассылку получили и сотрудники life:), которые, по определению не являются низкодоходными и генерируют солидное количество эфирных минут. В то же время life:), по словам конкурентов, выбрал высокодоходных ключевых абонентов "МТС" для рассылки.
К слову, именно "МТС" является лидером в сегменте корпоративных подключений и контролирует 65% этого рынка в Украине. Эрмиш уверен, что SMS с их стороны были направлены только тем абонентам, которые согласились получать информацию от третьих лиц. Автор данной заметки также находится в списке людей, получивших рассылку. При этом никаких подтверждений согласия на получение рекламных SMS с его стороны не было.
И "МТС" и life:) говорят, что подобные рассылки со стороны конкурентов проводились и в прошлом, правда, никаких документальных подтверждений своим словам дать не могут. Естественно, свои предыдущие рассылки они отрицают.
На Украине, при передаче SMS из одной сотовой сети в другую, один оператор платит своему конкуренту за использование его оборудования для доставки сообщений (интерконнект). Для сообщений, стоимость интерконнекта составляет 0,05 грн/SMS. Приняв 1 млн. SMS оператор получает 50 000 грн. ($6,250 по текущему курсу) доходов от интерконнекта. Учитывая ARPU в 30-40 грн., эта стоимость покрывает ежемесячный доход 1-2 тысяч абонентов. Правда, по этому поводу операторы говорят крайне неохотно, ссылаясь на то, что расчеты по интерконнекту проводятся в конце отчетного периода и сейчас нет смысла делить шкуру неубитого медведя.
В понедельник вечером, абоненты "МТС" получили еще одно SMS, в графе "От" которого значилось re Life. Текст SMS гласит о том, что предложения, разосланные на прошлой недели являются недействительными. В life:) отрицают проведение подобной рассылки, а в call-центре "МТС" признают, что это их рук дело. Правда, само сообщение очень похоже на стиль life:). Дело в том, что только этот оператор на Украине не имеет технической возможности осуществлять рассылку кириллицей (оборудование в процессе интеграции). А это сообщение состояло именно из латинских букв. Да и зачем в поле "От" указывать конкурента, остается непонятным.
Будет ли повторная рассылка, если life:) никак не отреагирует и на пожелания конкурентов изменить рекламу, в "МТС" однозначного ответа дать не могут. Так или иначе, национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) уже готовит "меморандум о добросовестной конкуренции операторов".
www.cnews.ru