Решение МТС прекратить прием платежей через "Евросеть" связано с тем, что ритейлер не может обеспечить своевременность поступления средств на лицевые счета абонентов оператора, говорится в официальном сообщении МТС. Как пояснила PR-директор МТС Елена Кохановская, абоненты оператора смогут пополнять свои счета через терминалы, расположенные в "Евросети". "Мы хотим обеспечить мягкий переход абонентов в другие точки оплаты", — пояснила г-жа Кохановская. По ее словам, ранее МТС и "Евросеть" работали по особому соглашению, предусматривавшему кредитование ритейлера оператором. Вместе с тем практика, сложившаяся на рынке, предполагает, что деньги на счета абонентов зачисляются со специального депозита, открытого платежным агентом у оператора, — таким образом обеспечивается возможность пополнения счета абонента в режиме реального времени.
Согласно действующему до 1 апреля соглашению между МТС и "Евросетью" депозит для зачисления денег на счета ее абонентов открывался самой МТС, которая таким образом кредитовала "Евросеть". С 1 апреля действие соглашения о приеме платежей на кредитных для "Евросети" условиях истекло, и МТС попросила ритейлера вернуться к стандартному договору, предусматривающему депозитное обеспечение своевременности прохождения платежей. В письме (имеется в распоряжении РБК daily) МТС предложила "Евросети" не позднее 2 апреля перечислить на счет компании 420 млн руб. — объем задолженности ритейлера перед оператором. В противном случае с 2 апреля МТС пригрозила начать информирование абонентов о невозможности осуществления сервиса по приему платежей в салонах "Евросети". Средства так и не были перечислены, однако оператор отложил решение еще на день в ожидании получения гарантий от ритейлера.
"Поскольку "Евросеть" так и не предоставила нам гарантии своевременности зачисления платежей наших абонентов, предусмотренные договором, возникли риски того, что абоненты, оплатив связь в кассах ритейлера, не смогут получить услуги связи по причине непоступления денег на свой счет в МТС. В этой ситуации мы вынуждены были прекратить прием платежей через "Евросеть". Это решение может быть неокончательным. В том случае если "Евросеть" предоставит нам гарантии своевременности перечисления нам средств, мы готовы будем возобновить работу по стандартному договору", — поясняет г-жа Кохановская. По словам источника, близкого к МТС, так как "Евросеть" фактически принадлежит ближайшему конкуренту МТС — "ВымпелКому", кредитовать собственного конкурента оператору невыгодно.
"В день в салоны "Евросети" приходят более 250 тыс. человек для оплаты услуг МТС, и лишить стольких своих абонентов возможности оплачивать услуги без комиссии в удобных местах — это безответственно со стороны МТС", — говорит пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова. В "Евросети" считают необоснованными заявления МТС о том, что ритейлер не может обеспечить поступление средств на счет абонентов своевременно. "Это заявление — вымысел. Свидетельство тому — желание МТС сохранить прием платежей через терминалы. Во многих регионах количество альтернативных пунктов оплаты услуг связи ограничено", — говорит г-жа Аристова.
"К сожалению, "Евросеть" не смогла погасить МТС задолженность по платежам наших абонентов и не предоставила гарантии своевременности зачисления платежей абонентов на счета МТС в будущем, что является обязательным условием действия договора между платежным агентом и оператором. В качестве такой гарантии по стандартному соглашению может быть либо депозит, либо гарантия надежного банка", — говорит Елена Кохановская.
По мнению аналитика ИК "Велес Капитал" Ильи Федотова, от разрыва соглашения МТС и "Евросеть" понесут потери. "У "Евросети", если сравнивать ее с другими ритейлерами, наиболее развитая региональная сеть. В регионах же практика оплаты мобильной связи через терминалы и банкоматы не столь развита, как в столицах", — говорит г-н Федотов. В свою очередь "Евросеть", естественно, понесет потери в виде значимой части доходов от процентов, начисляемых за платежи, говорит аналитик. По оценкам Mobile Research Group, на долю абонентов МТС, оплачивающих свои счета через кассы "Евросети", приходится 30% от всех платежей за сотовую связь.
Аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев считает, что в случае прекращения сотрудничества МТС с "Евросетью" МТС хотя и может столкнуться с временными трудностями в связи с переводом своих абонентов, привыкших оплачивать услуги связи через "Евросеть", в другие точки приема платежей, но потеряет гораздо меньше, чем "Евросеть". По мнению аналитиков VTB Capital, прекращение сотрудничества с "Евросетью" не окажет негативного влияния на рыночную долю МТС. Монобрендовая сеть МТС сегодня насчитывает порядка 2600 салонов и по своим размерам приближается к "Евросети". "На долю "Евросети", по имеющейся на рынке информации, приходится 13% подключений МТС и 3% платежей за услуги сотовой связи", — пишут они в своем отчете.
www.rbcdaily.ru