Российская "дочка" France Telecom — Orange Business Services — планирует выйти на второе место на корпоративном рынке до конца года. О том, что компания намерена для этого сделать, а также почему оператор не спешит выходить на рынок частных пользователей в России, корреспонденту РБК daily ЕЛИЗАВЕТЕ СЕРЬГИНОЙ рассказал гендиректор Orange Business Services ДМИТРИЙ ИВАННИКОВ.
— Каким был прошедший год для российской "дочки" France Telecom?
— К сожалению, мы не можем говорить о финансовых результатах российского подразделения как самостоятельной единицы. Мы являемся частью France Telecom и поэтому можем озвучить итоги года только лишь в контексте группы. По миру в целом вы можете увидеть, что EBITDA и выручка группы выросли. В России компания показывает уверенный рост — по темпам роста мы опережаем большую часть других рынков Orange, наши показатели выросли за 2008 год на десятки процентов. По итогам 2008 года российский рынок переместился с третьей на вторую позицию в корпоративном рейтинге по объемам выручки среди стран, где Orange ведет свою деятельность. Высокие темпы роста показывают голосовые услуги, количество точек IP/VPN увеличилось на 20% за 2008 год. Мы рассчитываем стать вторым оператором на корпоративном рынке в России до конца года.
— Как кризис сказался на рынке корпоративных клиентов и бизнесе вашей компании в частности?
— Резких потрясений на корпоративном рынке не произошло — да, компании стали еще более тщательно смотреть на свои затраты, более активно стали искать пути оптимизации, а некоторые из них прекратили свое существование. Тем не менее, изначально заняв активную позицию, нацеленную, как я уже сказал, на увеличение рыночной доли, Orange показала прекрасные результаты по итогам первого квартала 2009 года. Выручка в рублевом выражении растет, причем довольно активно. Невзирая на кризис, мы не экономим на качестве обслуживания заказчиков, а скорее наоборот — мы не сокращаем персонал. Одновременно Orange Business Services в России сейчас ведет несколько масштабных инфраструктурных проектов — такие, как строительство магистральной DWDM-сети, развитие Metro Ethernet и запуск зоновых сетей в крупнейших городах России. Общая протяженность магистральной сети, согласно нашим планам, составит около 5 тыс. км, что касается сетей зоновой связи, то мы уже построились в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Самара, Ростов-на-Дону, Новосибирск, на очереди — Хабаровск, Челябинск и еще четыре региона. Мы не собираемся сокращать объем инвестиций в эти проекты.
— Не так давно вы планировали развивать крупномасштабный проект по развитию WiMAX. Каково его будущее?
— У нас идут тестовые проекты в ряде регионов, но количество эксплуатирующихся сетей невелико и не так много частотных номиналов, в основном это диапазон 3,5 ГГц. Я бы не сказал, что для нас сегодня это отдельный активный проект, WiMAX на корпоративном рынке — это лишь еще одна технология для организации "последней мили".
И ключевой момент здесь в том, что оператор все равно вынужден подводить оптико-волоконный канал для подключения базовой станции. А если учесть, что в России существуют серьезные ограничения по допустимой мощности излучения WiMAX-оборудования, и тесты, которые мы проводили с шестью вендорами, показали, что максимальный радиус покрытия значительно меньше 3 км. Представьте, насколько затратно строить такую сеть для, в лучшем случае, двух-трех корпоративных заказчиков, оказавшихся рядом на этой территории. При этом цены на оборудование WiMAX не слишком активно идут вниз.
— А чем закончилось сотрудничество с "Синтеррой"?— Я бы не говорил об окончании сотрудничества. Мы пришли к единому видению проекта и договорились обо всех условиях, но дальнейшее его развитие было заморожено ровно в силу уже озвученных мною причин.
— Означает ли это, что Orange откажется от развития проекта WiMAX в России?
— Сегодня мы не говорим о широкомасштабном развитии, скорее о точечном использовании. В любом случае мы всегда можем вернуться к этому проекту.
— Есть ли у Orange интерес к рынку частных пользователей в России?
— Интерес есть всегда. Другое дело, что конкретных планов по выходу на этот рынок у компании нет. В принципе уже сейчас Orange в России готов предоставлять услуги дальней связи частным пользователям. Однако смысла входить на этот новый для нас сегмент рынка мы не видим. Это связано с тем, что работа на массовом рынке требует другие маркетинговые бюджеты, другие системы биллинга и поддержки заказчиков. Если и выходить на массовый рынок, то нужно либо делать это обдуманно и хорошо, с прицелом на большой кусок рынка, либо не стоит заниматься этим совсем.
— Не так давно компания, представив проект с одним "Интеко", заявила о своем интересе к этому сегменту. Планируете ли вы и дальше сотрудничать с девелоперами?
— Мы продолжаем активную работу с крупнейшими девелоперами, приходя в новые здания вместе с нашими корпоративными заказчиками. "Интеко" не единственный проект в этой области. За последний год мы подписали несколько десятков контрактов с застройщиками, такими как "Дон-Строй", Horus Capital, Central Properties и т.д. При этом действительно отдельным проектом для нас стала работа с небольшими компаниями — арендаторами бизнес-центров. По нашим подсчетам, в целом объем рынка SME (средних и малых предприятий) в 11 крупнейших городах России сегодня составляет примерно 25 млрд руб. Это столько, сколько малые предприятия в бизнес-центрах ежегодно тратят на фиксированную связь — телефонию и Интернет. Доля Orange в сегменте SME пока очень мала. Но учитывая наш европейский опыт, мы надеемся стать одним из самых заметных игроков на этом рынке. Мы делаем ставку на использующееся France Telecom во всем мире решение — Business LifeBox. Это коробочное предложение, которое объединяет услуги доступа в Интернет и телефонии и позволяет арендатору бизнес-центра создать локальную сеть без дополнительных затрат и профессиональных знаний. Сейчас в Москве ведется тестовая эксплуатация этого решения в ряде бизнес-центров, и мы надеемся запустить его в коммерческую эксплуатацию уже в самое ближайшее время — это вопрос нескольких месяцев.
www.rbcdaily.ru