— Северо-Западный федеральный округ отличается самой высокой телефонной плотностью в России, соответствующей уровню стран Восточной Европы (36 телефонных аппаратов (ТА) в округе, в Санкт-Петербурге – 52 ТА на 100 жителей). Значительно выше среднероссийских и показатели округа в части проникновения других инфотеле-коммуникационных услуг: компьютеров (28 в СЗФО, 16 в России), Интернета (30 в СЗФО, 25 в России), в том числе широкополосного доступа в Интернет (8 в СЗФО, 5 в России). Такова была ситуация по оценкам Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации по итогам 2007 г.
Как следствие, эти факторы способствуют активному развитию рыночной конкуренции в отрасли и предопределяют достаточно высокий спрос на современные услуги связи. При этом основной востребованной услугой уже стала не телефония, а услуги широкополосного доступа в Интернет.
Можно сказать, что в СЗФО отправной точкой активного роста или даже скачка в развитии ШПД стал вывод на массовый рынок (рынок физических лиц) услуги "Авангард" ОАО "СЗТ" в начале 2006 г. За несколько последних лет рынок ШПД приблизился к насыщению. Конечно, в большей степени это касается Санкт-Петербурга и нескольких областных (республиканских) центров, где наиболее сильна конкуренция среди Интернет-провайдеров. Так, по оценкам аналитиков, проникновение ШПД в Санкт-Петербурге составило уже около 50%, другие регионы СЗФО развиваются с отставанием 1–2 года. В регионах (даже на уровне районных центров) есть еще достаточный резерв для наращивания абонентской базы.
— Сколько абонентов (в процентах) вашего региона, по вашим оценкам, имели в 2008 г. широкополосный доступ в Интернет и сколько будут иметь его к концу 2009 г.?
— В СЗФО ОАО "СЗТ" обслуживает порядка 4,5 млн абонентов фиксированной связи. На конец 2008 г. количество пользователей ШПД нашей компании приблизилось к 650 тыс. (с учетом физических лиц и ШПД-портов, подключенных корпоративным клиентам). То есть каждый наш седьмой абонент телефонии уже стал пользователем ШПД.
Этот показатель на уровне региона в целом значительно выше, что связано с высоким уровнем конкуренции на перспективном рынке услуг ШПД в СЗФО.
— Финансовый кризис еще раз показал, что миром правят финансы. Насколько кризис кредитного рынка в России может сказаться в ближайшее время на динамике производства и потребления услуг и возможностей ШПД? Будет ли продолжаться рост или произойдет падение темпов развития рынка?
— Пока мы не испытываем оттока или снижения спроса на наши услуги, в том числе ШПД. Во многом это связано с тем, что на сегодняшний день уровень расходов населения на связь невысокий и значительно ниже среднеевропейского. Поэтому частные абоненты в обозримом будущем, по нашим прогнозам, не будут сокращать свои расходы на услуги фиксированной связи. Что касается динамики подключений, то благодаря привлекательным маркетинговым инициативам СЗТ мы ожидаем роста абонентской базы.
На наш взгляд, в краткосрочной перспективе кризис может отразиться в первую очередь на корпоративном сегменте. У бизнес-клиентов будет наблюдаться снижение уровня потребления услуг связи вследствие оптимизации компаниями своих текущих расходов и отказа от реализации планов развития. Однако, несмотря на эти негативные тенденции, мы не прогнозируем существенного влияния на нашу выручку и темпы роста рынка в целом. Учитывая напряженность момента, мы внимательно отслеживаем ситуацию на местах и предпринимаем шаги по активизации продаж в условиях кризиса.
Что касается ситуации в целом... Да, мы сократили свою инвестиционную программу на 2009 г. до 5,4 млрд руб. Но при этом мы будем повышать качество инвестиций, вкладываясь, прежде всего, в проекты по развитию новых услуг (в том числе – в развитие сети ШПД) со сроком отдачи 3–5 лет. Мы считаем, что это положительно скажется на рентабельности бизнеса компании. Гарантом финансовой устойчивости СЗТ станет также то, что мы обеспечим инвестиции 2009 г. полностью за счет собственных средств.
Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"