— Как отразился финансовый кризис на телекоммуникационных рынках стран СНГ?
— Страны СНГ не являются исключением, они также попали под влияние кризиса. Многие из них достаточно тесно контактируют с Россией, в которой кризис налицо. К примеру, большая часть трудовых мигрантов приходится на такие страны, как Узбекистан и Таджикистан. Предложение на рынке труда падает, а следовательно, уменьшаются и финансовые потоки. Согласно статистике, в первом квартале 2009 года объем денежных средств из России в Таджикистан сократился на 30%, а при этом из Таджикистана в Россию вырос на 9%. Много мигрантов приехало, осталось без работы и получает поддержку от родственников. Есть страны, где очень серьезно девальвировалась валюта. На Украине падение составило 58%, в Казахстане и Армении — более 20%. Но если курс рубля частично отыграл свои позиции, то в странах СНГ этого не произошло. В некоторых странах наблюдается падение телекоммуникационного рынка даже в локальной валюте. К примеру, весь телекоммуникационный рынок Украины в первом квартале сократился на 4% по сравнению с первым кварталом прошлого года.
Успешность бизнеса во многом зависит и от доли проникновения сотовой связи. Есть страны с довольно высоким проникновением, например Казахстан и Украина, где присутствуют общие тенденции насыщенного рынка. В других заметен рост числа абонентов. Но в целом мы видим увеличение выручки во всех регионах нашего присутствия. В частности, даже на насыщенном рынке Украины рост мобильного бизнеса составил 11% по сравнению с первым кварталом прошлого года.
— И тем не менее на Украине и в Армении у вас наблюдалось сокращение абонентской базы.
— Мы не гонимся за числом абонентов, нам важно качество базы. В Армении 7 млн человек живет за пределами государства, регулярно приезжая в родную страну и приобретая SIM-карты. В кризисный период этот процесс замедлился. Объем поступления денежных средств в Армению резко снизился. Плюс ужесточилось законодательство — была введена персонализация абонентов, чего не было, когда мы только выходили на рынок. В результате абоненты без паспортных данных были отключены. Кроме того, у нас есть лицензионные платежи за каждого зарегистрированного пользователя в биллинге. Поэтому сегодня компании выгодно поддерживать базу активных абонентов и отключать неговорящих.
На Украине рынок неперсонализирован, получить несколько SIM-карт можно очень легко. Но финансовый кризис вынудил абонентов более внимательно относиться к расходам и избавляться от лишних SIM-карт, в результате чего и наблюдается отток.
— Каков вклад стран СНГ в выручку компании?
— Не стоит забывать, что серьезный вклад в российский бизнес внес Golden Telecom. Но, несмотря на это, роль стран СНГ продолжает расти. В 2007 году доля СНГ в выручке группы компаний "ВымпелКом" была около 15%, в 2008 году — 16%, а по итогам первого квартала 2009 года — 16,9%.
— "ВымпелКом" приобрел долю в "Евросети". В России ФАС наложила ограничения для оператора на полноценное использование активов. Отразилась ли эта сделка как-то на странах СНГ?
— У нас с "Евросетью" обычные коммерческие отношения. Сделка просто дает новые возможности, так как раньше нас в ряде стран просто не рассматривали как партнеров. В СНГ "Евросеть" имеет положительный имидж. Магазины работают точно так же, с полным соблюдением стандартов. Но сейчас наблюдается тенденция снижения присутствия специализированного ритейла. В период кризиса телефоны покупают реже. Основные причины покупок — потеря или поломка телефона, а не желание купить более современный аппарат. К тому же снизилась средняя стоимость телефона. При падении спроса, высоком проникновении и контроле продаж модель специализированного сотового ритейла становится менее эффективной для оператора из-за сокращения потока посетителей.
— Есть ли планы по расширению присутствия "Евросети" в СНГ?
— Необходимость расширения "Евросеть" рассматривает применительно к конкретным рынкам. Рынок ритейла меняется, многие компании не выдерживают финансовой нагрузки в результате кризиса. И где-то "Евросеть" говорит, что расширяться не будет. В ряде стран компания использует грамотную стратегию экспансии, занимая выгодные позиции, освободившиеся в результате кризиса.
— Планирует ли "ВымпелКом" продолжать экспансию в странах СНГ?
— В кризис основная задача — сохранить существующих абонентов и продолжать наращивать качественную базу в тех странах, где мы уже присутствуем. Основной инструмент для этого — высокий уровень сервиса. Например, на Украине благодаря отличному качеству обслуживания только за первый квартал мы почти удвоили абонентскую базу по услугам ШПД. Сейчас мы фокусируемся на подключении абонентов в тех домах, где уже доступен наш сервис. Если же в текущий момент заниматься подключением новых объектов, не закрепив позиций, то кто-то другой может прийти на наше место. Захватили плацдарм, окопались и лишь после этого идем дальше.
С точки зрения мобильного бизнеса выйти в страны СНГ трудно, так как частоты — ограниченный ресурс. В большинство стран можно войти, лишь купив существующий актив. Если будут интересные возможности, то мы их рассмотрим. Предложения были, есть и будут. Но серьезные скидки многие давать не хотят, ждут, когда цены вернутся на прежний уровень, придерживая активы. Кроме того, у нас расширился спектр интересов — сейчас мы рассматриваем и активы фиксированной связи, которых в некоторых странах у нас пока нет.
— Есть ли у компании цели на увеличение выручки за пределами России?
— Бренд "Билайн", который компания Interbrand назвала брендом номер один в России и оценила в 7,43 млрд долл., мы хотим сделать мировым. Что для этого нужно? Есть прописное правило — 30% бизнеса должно быть за пределами территории одной страны. И мы постепенно к этой цифре движемся, поэтому у нас открываются Камбоджа и Вьетнам.
— Какова ситуация с развитием дополнительных услуг в структуре выручки "ВымпелКома" в странах СНГ?
— Дополнительные услуги везде показывают неплохой рост, особенно хорошая динамика прослеживается в сфере мобильного Интернета. Но в большинстве стран, несмотря на высокие темпы роста, абсолютные показатели пока невелики. От общей выручки компаний, включающей в себя как мобильный, так и фиксированный бизнес, доля дополнительных услуг в Армении составила 8%, на Украине — 12%. Сегодня нужно понимать, сколько абонент может потратить, и предлагать правильные решения. В кризис цена ошибки значительно выросла, и мы должны всегда попадать в десятку, угадывая потребности абонента.
www.rbcdaily.ru