Российский стартап "Фирмбук", вложивший $1 млн в портал для организации видеоконференций, хочет к 2010 г. собрать на нем 1 млн пользователей. Им будут предложены бесплатные сервисы видеосвязи, а также возможности организации платных видеосеминаров. Участники рынка не отрицают перспективности проекта, хотя и относятся к планам скептически.
Руководитель "Фирмбук" Александр Кульков называет свой проект первым, который позволил объединить функции социальной сети и техническую платформу для решения бизнес–задач, видео-, аудио- и фотохостинга. Главной инновацией "Фирмбук" по сравнению с другими социальными сетями является возможность организации видеоконференций и презентаций, как для частных пользователей, так и для бизнеса. Кроме того, сервис позволяет своим пользователям проводить платные семинары, то есть организовывать бизнес на платформе "Фирмбук".
Команда "Фирмбук" на сегодняшний день состоит из 16 человек, рассказал CNews Александр Кульков. Шестеро из них – это программисты, остальные занимаются дизайном, маркетингом и пр. Инвестиции в проект на начальном этапе составили $1 млн., говорит Кульков. Сюда вошли расходы на разработку портала, лицензирование и доработку технологий (был лицензирован Flash Media Server, остальное писалось вручную), закупку серверов, а также на рекламную и PR-кампанию ( (в ближайшие дни запустится реклама на Mail.ru). Инвесторов "Фирмбука" руководитель проекта не называет: "Это представители ИТ-отрасли, не имеющие отношения к крупным медиагруппам Рунета".
К концу 2009 – началу 2010 г. Александр Кульков планирует вывести "Фирмбук" на самофинансирование и собрать аудиторию в 1 млн. зарегистрированных пользователей. По достижению этих показателей, по его словам, проект намерен привлекать внешнего инвестора. Подобный успешный опыт быстрых стартапов у Кулькова уже есть – при его руководстве компанией "ИнфоОборона" (ИТ-безопасность), менее чем за полгода реализован проект комплексного контроля и защиты информации "Инфопериметр", а совместно с "Ингосстрахом" разработана и выпущена на рынок услуга страхования информационных рисков.
Основные сервисы "Фирмбук" - в том числе, конференции и презентации - бесплатны для всех зарегистрированных пользователей. Так, частные пользователи могут организовывать видеоконференции с участием до 5 человек, а компании – до 10. Этого, по мнению Кулькова, достаточно для организации простых коммуникаций между людьми, представителями компаний.
Тем, кому нужен расширенный функционал – предлагается платный аккаунт. За 180 руб. в месяц пользователь получит возможность доступа к любой конференции (без лимита) и возможность получать SMS-уведомления о мероприятиях. Для компании платный аккаунт будет стоить 1000 руб. в месяц. За эти деньги клиент получит приоритетное размещение своих пресс-релизов и вакансий, возможность проводить конференцию с участием неограниченного числа платных пользователей, а также возможность присоединиться к любой конференции.
Для пользователей, которые планируют использовать "Фирмбук" в качестве площадки для масштабных кампаний и акций, также предлагается услуга проведения "промо-конференций", обеспечивающая проведение конференций и презентаций без органичения по статусу и количеству пользователей. Такие конференции проходят на выделенных серверах, с подключением каналов связи до 1 Гбит/сек, что позволяет гарантировать качество работы сервиса до 10000 одновременных пользователей в конференции. Еще одна услуга сервиса – проведение пользователями платных семинаров. Эту возможность имеет любой зарегистрированный участник "Фирмбука". Сам портал с оплаты, установленной за подключение к семинару, будет брать комиссию, выступая при этом гарантом качества.
Опрошенные CNews участники рынка называют проект интересным и перспективным, но скептически относятся к заявляемым намерениям. С учетом показателей тех проектов, которые уже есть на рынке, учитывая также опыт Softline (в частности, у компании есть подразделение, оказывающее сервисы по проведению вебинаров), Игорь Чекун, руководитель Softline Venture Partners, считает, что "Фирмбук" за полгода может рассчитывать лишь на "единицы тысяч зарегистрированных пользователей".
"В последнее время мы замечаем возникновение все большего количества проектов и сервисов, ориентированных на движение от оффлайн-мероприятий и коммуникаций в сторону онлайн - начиная от онлайн-семинаров (вебинаров) и заканчивая онлайн-выставками, - говорит Игорь Чекун. - И эта тенденция имеет под собой основание – онлайн-решения выходят дешевле, они не привязывают участников географически и т.д., и эти преимущества в условиях кризиса становятся еще более актуальными". Но, по его мнению, новому проекту придется работать в условиях конкуренции.
На Западе уже работают проекты DimDim и Yugma, в России услуги проведения вебинаров предлагает также Webinar.ru. Его генеральный директор Александр Альперн говорит, что у Webinar.ru по сравнению с "Фирмбук" другая модель: абонентский сервис онлайн-конференций для бизнесов. "Думаю, что для обеих моделей найдется ниша рынке, и оба проекта смогут внести свой вклад в развитие культуры онлайн-работы в России", - говорит он.
Ряд серьезных препятствий видит на пути развития "Фирмбука" Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru: "Пока не видно никаких причин, по которым "Фирмбук" мог бы хоть как-то конкурировать с другими социальными сетями или же фотохостингами. Что касается аудио и видео - вряд ли конечные пользователи захотят мигрировать на "Фирмбук" с привычных десктопных программ аналогичного назначения. Если же говорить о корпоративных видеоконференциях - тема перспективная, но она пока в России не очень прижилась (в частности, из-за высокой стоимости тарифов на интернет-трафик для организаций, ведь видеосвязь - чрезвычайно "тяжелый" с этой точки зрения сервис)".
www.cnews.ru