О том, что АФК "Система" намерена развивать собственную розничную сеть в Индии под брендом МТС, РБК daily рассказал глава индийской "дочки" холдинга компании Shyam Telelink Ltd Всеволод Розанов. По его словам, розница в Индии сейчас практически неорганизованна, на долю цивилизованного ритейла приходится менее 1% продаж. Фактически сотовую розницу представляют индивидуалы — представители малого бизнеса, которые продают залоченные телефоны и SIM-карты. "Безусловно, роль дистрибуции в развитии ритейла очень важна. Собственные магазины есть у большинства операторов, но это "флагманские" магазины, которые расположены в крупных городах и выглядят как дворцы, где можно попробовать возможности мобильных телефонов. Мы тоже планируем открытие таких дворцов-магазинов — по одному-двум в столицах штатов, где мы запустились", — отметил г-н Розанов. Он также добавил, что SSTL планирует развивать монобрендовую розницу по схеме франчайзинга. В компании надеются, что это позволит существенно увеличить продажи, в особенности если речь идет об услугах передачи данных и модемах.
Сеть SSTL была запущена в эксплуатацию в октябре 2008 года. Услуги сотовой связи в Индии, как и в России, предоставляются под брендом МТС. По данным компании, сейчас сеть покрывает более 2 тыс. городов в шести телеком-округах, число абонентов, уже подключившихся к МТС, в Индии составляет около 1,5 млн пользователей.
По данным первой мультибрендовой индийской сети MobileStore, в Индии более 30 тыс. независимых сотовых ритейлеров. Объем рынка индийской сотовой розницы, согласно аналитическим данным компании, сейчас составляет около 5,22 млрд долл. (250 млрд рупий). Ожидается, что ежегодной рост будет составлять около 30% и к 2012 году объем рынка в денежном выражении превысит 7 млрд долл. (346 млрд рупий). У самой MobileStore 1350 точек в 200 индийских городах. "Скорее всего, "Система" ориентируется на опыт развитых рынков и России. По мере насыщения рынок постепенно переходит к модели операторского ритейла. Очевидно, АФК решила не терять время и сразу создать собственную сеть. Как минимум это снижает риски развития, позволяя контролировать сбыт, более эффективно привлекать новых абонентов и обслуживать уже существующих, а также повышать узнаваемость бренда и наращивать выручку, хотя и ценой снижения рентабельности и дополнительных затрат", — говорит аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков. Открытие одного салона обойдется не дороже 20—25 тыс. долл., считает аналитик. Чтобы сеть могла быть сопоставима по размеру с индийской MobileStore, придется потратить около 30 млн долл., что является относительно небольшой суммой в масштабах индийских инвестиций "Системы", отмечает г-н Фильченков.
Запуск собственных сетей за рубежом недавно также анонсировал "ВымпелКом", начавший предоставлять услуги связи во Вьетнаме и Камбодже. Однако этот оператор заявил, что пока не намерен развивать собственную розницу за пределами России. Такие планы были у "Евросети" еще до покупки ритейлера "ВымпелКомом". Она планировала инвестировать в развитие сетей в Индии около 300 млн долл. Однако в итоге после продажи проект был закрыт, так как новые акционеры не увидели экономической целесообразности в его продолжении.
www.rbcdaily.ru