Домбровский начал работать в мобильной связи 1994 г., создав сотового оператора в Ростове, был первым руководителем компании "Скайлинк". Сейчас он председатель правления "четвертого сотового оператора России", компании "Теле2 Россия", и президент "Ассоциации региональных операторов связи".
Он рассказывает Slon.ru, как "большая тройка" воюет с местными операторами в регионах, почему виртуальные операторы не смогут сделать сотовый рынок более конкурентным и зачем России нужен четвертый национальный оператор.
– Юрий, сейчас много говорят о некотором обострении отношений между Tele2 и региональными операторами, с одной стороны, и "сотовой тройкой", с другой. Насколько справедливы эти суждения?
– Отношения в конкуренции периодически обостряются. Ассоциация вмешивается в них, когда они выходят из правового поля. Вы помните, конечно, эпизод двухлетней давности, во времена введения CPP (принципа "платит звонящий" – Slon.ru), когда "Ассоциация региональных операторов" подала жалобу в ФАС о согласованных действиях "сотовой тройки" при установлении межоператорских тарифов. Не сомневаюсь, что правда была на нашей стороне, но для нас стоило неимоверных трудов добиться правильного решения ФАС. Удалось установить справедливые тарифы. Однако счастье длилось недолго, и операторы "тройки" пошли на другой, незаконный, на наш взгляд, метод конкурентной борьбы – это ограничение соединения как такового.
Равенство цен на обмен трафиком зафиксировано решением ФАС, но отказать в самом присоединении "сотовая тройка", теоретически, может: несмотря на гигантские размеры своих сетей, она не имеет законодательно закрепленных обязательств по присоединению. Судиться по этому поводу очень нелегко.
Получается, что приходит новый оператор на рынок в регионе, а конкуренты говорят: "Мы не присоединим вас к своим сетям. Разговаривайте между собой, господа абоненты регионалов, а позвонить абонентам "большой тройки" вам либо не удастся, либо будет очень дорого".
Эти неприятности с присоединением возникли вскоре после разрешения проблемы СРР. Мы делали все возможное, чтобы решить ее переговорным путем. И, надо сказать, что два оператора "тройки", МТС и "Мегафон", согласились с нашей позицией, и с ними проблем практически нет. Жалоб на них от регионалов в последние полгода не поступало. Но с "Вымпелкомом", несмотря на более чем годичные переговоры, результатов практически нет, подвижки ничтожны. Ситуация заставит нас, скорее всего, обращаться в Федеральную антимонопольную службу.
– Когда жаловаться собираетесь?
– Сейчас у нас идут консультации на эту тему.
– Но само обращение в ФАС – это уже решенный вопрос?
– Да, у нас было заседание совета Ассоциации, было голосование, и Совет Ассоциации постановил обращаться в ФАС.
– Все же хочется представить себе масштаб проблемы: "Билайн" безобразничает во всех регионах, или это все-таки единичные случаи?
– Ни в коем случае не единичные случаи, таких регионов – десятки.
– А каково число обиженных операторов?
– Обиженных операторов – соответственно. Причем операторы – самые разные: есть и малые компании, и, что интересно, небольшие компании фиксированной связи, у которых тоже возникли проблемы.
Tele2 сейчас активно строит сети в новых регионах, и практически везде существует проблема с присоединением. В качестве примера – ситуация с брянским филиалом "Смоленской сотовой связи" (ССС). Они обратились в апреле 2008 г. с просьбой о присоединении к брянскому филиалу "Вымпелкома". Обращение рассматривалось более 5 месяцев, в результате региональная компания получила отказ в присоединении. Повторное обращение также рассматривалось дольше двух месяцев и также завершилось отказом. Лишь спустя более чем год ССС была предложена удаленная точка для присоединения, каналы доступа к которой принадлежат самому "Вымпелкому" и которые придется оплачивать присоединяющемуся оператору. В то же время в Брянске имеются минимум 4 точки, где операторы могут организовать непосредственное соединение, и к которым успешно присоединены "Вымпелкомом" другие операторы связи.
В Тверской области местный филиал "Вымпелкома" после более чем полугода переговоров отказал региональному оператору в присоединении без объяснения причин, данная проблема не разрешена до сих пор. Аналогичные ситуации зафиксированы в Калужской, Костромской, Рязанской, Тамбовской и в других областях.
Прямые потери, связанные с направлением трафика через посредников, Ростелеком, МТТ, Orange – увы, такая возможность есть далеко не везде – составляют сотни тысяч рублей в месяц. Но потери, связанные с невозможностью звонков абонентов на сети "Вымпелкома" на порядок больше. Впрочем, страдают и абоненты "Вымпелкома", но тут, как в стариной русской истории: "лишь бы соседу было вдвое хуже".
– Тем не менее, Tele2 и в Москве, и по всей России работает через льготный роуминг от "Билайн"...
– По счастью, взаимовыгодное сотрудничество Tele2 с "Вымпелкомом" по многим направлениям продолжается. Вероятно, некоторые политические изменения произошли со сменой руководства, с фактическим отходом Изосимова от операционной деятельности в "Вымпелкоме".
Анамнез таков: когда операциями "Вымпелкома" руководил господин Жан-Пьер Вандромм, региональные операторы просто получали необоснованные отказы. С новым руководством тактика изменилась, и теперь мы получаем заградительно дорогие и неудобные условия присоединения. Например, дают точку присоединения на каком-то отдаленном своем сайте, где никто из операторов никогда не подключался. Я уверен, можно доказать регулятору, что это искусственно неудобная точка.
Еще хуже ограничения по емкости. У региональных операторов есть письма от "Вымпелкома" о том, что он готов дать присоединение, но только в один поток E1, что является ничтожно "тонким" каналом при современных масштабах бизнеса. Один поток – это 30 разговоров одновременно, то есть рассчитано на сеть в несколько тысяч абонентов. При этом у самого "Вымпелкома" в этих регионах доминирующая позиция, то есть звонков должно быть гораздо больше.
– А что регулятор думает на эту тему?
– Мы обращались по вопросам отказа в присоединении в Минкомсвязи. Нашли понимание у замминистра Наума Семеновича Мардера. Он принял нас с председателем Союза защиты прав потребителей РФ Петром Борисовичем Шелищем – от потребителей тоже были жалобы. Наум Семенович согласился, что отказ в присоединении противоречит интересам отрасли и абонентов, сказал, что надо вносить изменения в законодательство и нормативно-правовые акты, чтобы это ущемление конкуренции исключить. Декларация по итогам встречи появилась на сайте Минкомсвязи. Началась разработка соответствующих нормативно-правовых актов. Я надеялся, что это предупреждение поможет исправить положение, и неприятности закончатся, но "Вымпелком" остался тверд.
Закон "О связи" предусматривает равные условия присоединения всех участников рынка, но это положение распространяется только на существенных операторов. К сожалению, сейчас, по Закону невозможно однозначно причислить сотовых операторов к существенным, хотя по числу абонентов "сотовая тройка" давно обогнала "Связьинвест". В Госдуму сейчас внесена поправка депутата Максима Леонидовича Коробова (внесена в апреле 2008 г. – Slon.ru), которая позволяла бы причислять мобильных операторов с большой долей рынка к существенным, но она пока не принята. Эта поправка, как и четкие подзаконные нормативно-правовые акты, облегчила бы справедливое присоединение сетей.
– А могут ли MVNO способствовать возрождению честной конкурентной борьбы? По мнению министра связи, виртуальные операторы были бы в состоянии составить конкуренцию "сотовой тройке" даже в Москве.
– MVNO, конечно, положительная и интересная новация, но, как всегда, дьявол кроется в деталях. В приказе Минсвязи, регламентирующем работу MVNO, есть положение о необходимости предварительного согласия хост-оператора для выдачи лицензии. Это позволяет операторам, если они боятся конкуренции, отказывать виртуальному оператору. Поэтому мой прогноз такой: в нынешних сетях GSM в ближайшее время никаких существенных рыночных изменений не будет. Вот когда возникнут сети новых поколений 3G, 4G, и когда емкость сетей будет больше, чем сами операторы смогут продать, тогда шанс появится. Надеюсь, тогда изменится и техническая сторона и, главное, менталитет менеджеров, и, надеюсь, собственников операторов.
Хочу сказать, что работа по облегчению взаимодействия региональных операторов связи с "сотовой тройкой" – только часть работы Ассоциации. Гораздо больше регуляторных вопросов, где наши интересы с "большой тройкой" совпадают. Это вопросы регистрации сетей связи, которые очень забюрократизированы. Еще острей проблема с выделением, регистрацией частот. Эта процедура занимает иногда годы, и можно представить, какой это барьер для бизнеса. Тут все мобильные операторы солидарны.
Еще один аспект – наши взаимоотношения с электронными платежными системами, с помощью которых мы собираем плату с наших абонентов. Это большая индустрия, которую банки хотят прибрать к рукам. В свое время они прозевали этот рынок сбора платежей. Тут мы солидарны с "сотовой тройкой", поддерживаем платежные системы в их справедливой борьбе. Региональные операторы собирают почти 90% абонентской платы через эти терминалы и кассы.
– Много ли платят абоненты?
– У нас в регионах средний платеж абонента – это примерно 60 руб. И люди вносят эти 60 руб. в среднем двумя с половиной платежами в месяц. То есть средний размер одного платежа 24 руб.! Вот такая российская действительность. Это – глубинка, села, депрессивные города.
Я иногда наблюдаю в колл-центре Tele2, как звонит человек: "Я заплатил деньги в автомат, и они не поступили на счет". Какие же это деньги, 10 руб.? Оператор контакт-центра начинает расследование, куда же пропали эти 10 руб., и, как правило, находит. Такова наша жизнь, таков контингент абонентов в регионах.
Есть общая проблема, касающаяся санкций из-за нарушение административных правил. Сейчас, если оператор начал эксплуатировать базовую станцию, одну свою антенну, не получив на нее все разрешения, это может быть квалифицировано как незаконная предпринимательская деятельность, которая подпадает под уголовную ответственность. А применение этого права весьма селективно. Сейчас контролирующие органы по своему усмотрению решают, обвинить ли директора операторской компании в административном правонарушении или сразу в уголовном преступлении. Это создает огромную серую зону, возможности для коррупции и недобросовестного поглощения компаний. Мы совместно с "сотовой тройкой" и другими общественными организациями предпринимателей, лоббируем в Думе изменения Уголовного кодекса, чтобы такие небольшие и фактически вынужденные нарушения рассматривались сперва как административные правонарушения.
– Может быть, когда "Связьинвест" построит четвертого федерального оператора, всем станет легче?
– Мы знаем, что создать четвертого федерального оператора тем или иным способом возможно, и будем надеяться на это. Трех операторов, безусловно, мало для России – такой огромной территории. Экономика и потребители, включая столичных, только выиграют, если их станет больше. Сейчас активно развивается Tele2, даже в условиях кризиса инвестируя значительные средства, выходя во все новые регионы и демонстрируя эффективность своей бизнес-модели на рынке с высокой конкуренцией.
Вообще, модели могут быть разными, как в крупных странах: Соединенных Штатах, в Бразилии, особенно в Индии, – где есть национальный оператор, а есть еще и много региональных. Совсем не факт, что все операторы должны быть национальными. У региональных операторов есть свои конкурентные преимущества и ниши. Россия пришла к нынешней своей модели рыночным путем, и я считаю, что в свое время конкуренция на рынке была довольно справедливой.
Была и в Москве хорошая конкуренция: скажем, когда на рынок выходил "Мегафон", снижение тарифов было заметным. Я когда-то занимался математической экономикой, она, в частности, изучает оценки возможности сговора. И когда на рынке олигополия троих участников, вероятность сговора на порядки выше, чем когда их четыре – пять. Так что в российских условиях единственный выход – это больше конкурентов.
Думаю, в Москве неизбежно будет больше операторов. Думаю, это будет хотя бы в следующих поколениях связи, потому что сохранять сегодняшнюю олигополию будет невыгодно хотя бы с политической точки зрения. Но это – дело не самого близкого будущего.
www.slon.ru